А вы готовы к новому порядку работы с расчетными документами при изменении реквизитов?
Проект Указания Банка России «О работе с расчетными документами, платежными ордерами при изменении реквизитов банков, их клиентов» появился на сайте Банка России 26 февраля. Дату его удаления с сайта точно зафиксировать не удалось, но 12 марта проект уже был недоступен.
Впрочем, не страшно; на нашем Форуме, как в Греции, все есть.
Как показывает опыт, исчезновение проекта из раздела «Проекты нормативных документов Банка России» означает одно из двух: либо документ появится на свет в ближайшие дни в виде утвержденного нормативного акта (возможно, переданного на регистрацию в Минюст), либо канет в небытие (как это случилось, например, с проектом «Положения о кассовых операциях на территории РФ»).
В данном случае более вероятным представляется первый вариант. А значит, со дня на день следует ждать выход очередного «Вестника Банка России» с документом, вступающим в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Спасибо, что не с даты опубликования.
Тем не менее, хотелось бы все же прикинуть заранее, какой объем и ассортимент работ нас ожидает, возможно, еще до конца марта.
Вообще-то документ с таким названием уже существует. Это Указание Банка России от 1 марта 2001 года № 926-У.
Вполне себе действующий, и практически без изменений, уже 9 лет.
Кстати, проект нового Указания почему-то не содержит упоминания об отмене своего предшественника.
Документ устанавливает порядок работы в случае изменения реквизитов банков или их клиентов только с документами в валюте Российской Федерации и касается только банка плательщика.
Указание распространяется на документы, принятые банком (поступившие в банк) плательщика, но еще не оплаченные им.
Сюда относятся:
— расчетные документы, коротающие время в ожидании оплаты в картотеках № 1 (ожидающие акцепта или разрешения на проведение операций) и № 2 (не оплаченные в срок из-за отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика);
Волшебница ВЕСНА #127799; Для детей про весенние изменения в природе
— документы, не оплаченные из-за отсутствия средств у самого банка плательщика;
— инкассовые поручения, составленные уполномоченными органами «до даты, начиная с которой изменяются реквизиты, и представленные ими в банк, обслуживающий плательщика, этой датой или после нее»;
— инкассовые поручения, составленные банком плательщика на основании исполнительных документов до даты, начиная с которой изменяются реквизиты;
— расчетные документы, принятые банком получателя на инкассо до даты, начиная с которой изменяются реквизиты, и поступившие в банк плательщика «этой датой или после нее».
Далее в Указании довольно подробно описывается порядок работы банка, обслуживающего плательщика, с расчетными документами и платежными ордерами, составленными на бумажном носителе – включая текст отметок, проставляемых на документах, их место расположения, использование веселых аббревиатур типа «ИРЧО», а также количество экземпляров заявления об изменении реквизитов.
Особый интерес представляет собой пункт 8 проекта Указания, согласно которому «порядок работы с расчетными документами, платежными ордерами в электронном виде, в которых изменяются реквизиты банков, их клиентов, а также порядок составления и направления заявления об изменении реквизитов в электронном виде кредитная организация устанавливает самостоятельно с учетом требований, предусмотренных настоящих Указанием». Непростая задача – учитывая, что практически все требования, предусмотренные Указанием, относятся к документам на бумажных носителях.
В целом, насколько я могу судить, ничего особо страшного в проекте нет. Тем не менее, ряда обязательных телодвижений избежать не удастся.
В том числе разработки и внесения соответствующих изменений в Учетную политику банка, корректировки программного обеспечения и обучения заинтересованных лиц новому порядку работы.
Что же касается порядка работы, указанного в пункте 8 Указания, то здесь прослеживаются два варианта развития событий. Если в вашем банке уже разработан в соответствии с законодательством, утвержден в установленном порядке и действует порядок электронного документооборота с использованием аналогов собственноручной подписи (не путать с порядком хранения документов в электронном виде!), то дополнить его особенностями работы с расчетными документами при изменении реквизитов, надо полагать, не составит труда.
Если же такого порядка нет, то «слушаем свою любимую песню «Валенки» — оформляем все документы на бумажных носителях.
Впрочем, проект еще не принят.
Вдруг возьмет, да и канет в небытие?..