«Электронные» деньги – современный помощник бухгалтера

И. Попок, гл. бухгалтер ООО «Сибнет», аттестованный профессиональный бухгалтер

Современный бизнес все более активно использует возможности сети Интернет. Из статьи вы узнаете, что такое «виртуальные деньги», какова технология расчета и учета операций в электронных платежных системах (далее – ЭПС).

Расчеты через ЭПС очень удобны: не надо открывать банковские счета, вести кассовые операции. Кроме того, данные о движении денежных потоков в электронном виде можно получить довольно быстро.

Для торговых предприятий преимущество в том, что не нужно содержать торговый зал, принимать на работу продавцов, проводить сертификацию рабочих мест и пр. А для фирмы покупателя – это, прежде всего, возможность «быстрого» приобретения и мгновенной оплаты товаров.

Про форму документов

Документы в ЭПС составляются в электронной форме (договора с оператором ЭПС, договора купли-продажи, акты приема-передачи, счета и пр.) и юридически признаются действительными на основании пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса. При этом стороны могут использовать электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП) для «идентификации» контрагента.

Ведь обмен электронными сообщениями, подписанными такой подписью (или другим аналогом собственноручной подписи) будет рассматриваться как обмен документами (п. 4 ст.

11 Закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

При осуществлении международных платежей для российских предприятий обязательно заключение письменных договоров (постановление ВС СССР от 23 мая 1990 г. № 1511-1). Отметим, что в этом случае к письменной форме приравнивают сообщения по телетайпу или телеграфу (ст.

Эволюции на современный мир, которые заставляют задуматься


13 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключена в Вене 11 апреля 1980 г.). Но электронная связь к таким сообщениям не относится.

Значит, договор, заключенный в режиме онлайн, не будет признан документальным подтверждением расходов.

Бухгалтерия. По требованиям бухгалтерского учета все первичные документы должны быть составлены по форме, предусмотренной в альбомах унифицированных форм.

Если таковые отсутствуют, то документ составляют по форме, утвержденной руководителем в приложениях к 83]учетной политикеорганизации. При этом он должен содержать обязательные реквизиты (п.

2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Целесообразно в 86]учетной политикепредусмотреть наличие цифровой подписи на конкретных документах. Документы, оформленные и подписанные уполномоченными на то лицами, бухгалтер примет к учету.

Минфин подтвердил, что использование в первичных учетных документах электронной цифровой подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, допускается (письмо Минфина РФ от 26 мая 2004 г. № 04-02-05/2/28). Но для этого должны быть соблюдены условия пункта 1 статьи 4 Закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Налоговая. А вот в налоговом учете действующим законодательством составление документов в электронном виде с заверением электронной подписью не предусмотрено.

И инспекторы отсутствие письменно оформленных документов могут использовать, например, как повод для признания необоснованности вычета по НДС. В частности, это касается счетов-фактур.

Ведь их составление в электронном виде не допускается (гл.

21 НК РФ), также как и использование ЭЦП (письмо Минфина РФ от 27 апреля 2001 г. № 04-03-11/69). Чтобы избежать возможных споров с ИФНС можно рекомендовать фирмам-пользователям системы заключать договора параллельно в письменной форме и обмениваться ими с контрагентами по почте (курьерскими службами и т.д.).

В итоге предприятию нужно иметь в бумажном виде с подлинными подписями и печатями договор с администратором сети, договоры с поставщиками, покупателями и подрядчиками, первичные бухгалтерские документы (счета, накладные, акты, счета-фактуры и пр.). После получения всех бумаг целесообразно было бы подшить их к электронным документам в качестве подтверждения последних.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: