О применении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств для целей бухгалтерского учета

Е.А. Русакова,

консультант Института профессиональных бухгалтеров

Публикуется: Журнал Налоговый вестник № 8 2003

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ О бухгалтерском учете (далее — Закон N 129-ФЗ) все осуществляемые организацией хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Законом N 129-ФЗ установлено, что первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В этой связи следует отметить, что постановлением Госкомстата России Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств от 21.01.2003 N 7 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономразвития России унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств и краткие указания по их применению. К числу этих форм относятся формы N ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений), N ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения), N ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений), N ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств, N ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, N ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств), N ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств, N ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств), N ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств, N ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств, N ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств, N ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования, N ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж, N ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования.

Закон N 129-ФЗ допускает оформление хозяйственных операций, включая операции, связанные с учетом основных средств, документами, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Вышеуказанные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Беларусь предлагает унифицировать мировые подходы в борьбе с психотропными веществами и их аналогами


Первичные учетные документы разрешено составлять как на бумажных, так и на машинных носителях информации.

Первичные учетные документы, включая документы по учету основных средств, должны составляться в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой 80]отчетностиразработаны и утверждены План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, а также Положение по бухгалтерскому учету Учет основных средств ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, которые устанавливают методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах.

С принятием Госкомстатом России постановления от 21.01.2003 N 7 ранее действовавшие формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, утратили силу.

Что принципиально нового внесено во вновь утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств?

В ранее действовавший альбом форм были включены формы по учету не только основных средств, но и нематериальных активов. Во вновь утвержденный перечень форм включены формы по учету только основных средств.

Вместо ранее действовавшей формы N ОС-1 Акт (накладная) приемки-передачи основных средств, которой оформлялись операции по зачислению объектов в состав основных средств, включая здания и сооружения, а также операции при оформлении внутреннего перемещения в пределах организации объектов основных средств, утверждено несколько форм документов, а именно: N ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений), N ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения), N ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений), N ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств. Введение вышеуказанных форм позволяет оформлять хозяйственные операции по приему-передаче отдельных объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) и отдельных групп объектов основных средств.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: