Владислав Шелобаев Исполнительный директор, Москва Свершилось! Из технологической диковинки SaaS вырос в фактор бизнеса.
Повлиял ли на это кризис или просто рынок созрел, неизвестно.
Тем не менее, SaaS-решения в предпринимательство собираются прийти надолго. Любители технологий потирают руки в предвкушении качественных перемен, что пока сложно сказать о менеджерах и бизнесменах.
Есть ли у них причины радоваться, выяснил участник Сообщества Владислав Шелобаев.
Владислав Шелобаев
Сказать, что SaaS популярен в бизнес-кругах, нельзя. Основных причин, которые тормозят наступление «программного обеспечения как услуги» на рынок, всего три – еще не до конца ушедший страх нового, сомнения на счет безопасности и готовность/неготовность SaaS к поддержке сквозных/единых бизнес-процессов.
С технологической точки зрения под последней причиной понимается способность SaaS к интеграции в инфраструктуру бизнеса, что интересует нас прежде всего.
На Западе были проведены исследования о сдерживающих факторах. 42% респондентов, отказавшихся от SaaS, в качестве главной причины называли высокую стоимость обслуживания, 38% – трудности с интеграцией, 33% – другие обстоятельства.
Эти результаты противоречат сути технологии SaaS, которая призвана уменьшить расходы и не вызывать особых технических затруднений с внедрением в бизнес.
Пока что почти все SaaS-сервисы страдают от самозамкнутости – подразумевается, что заказчик будет пользоваться лишь одним сервисом. Но что случится, если число сервисов увеличится?
И кто гарантирует, что, скажем, изменение телефона клиента в CRM отразится в адресной книге почтовой системы? Ожидается, что комбинировать сервисы будут сами пользователи или, в лучшем случае, сотрудники IT-служб заказчиков.
Что нужно, чтобы ситуация с интеграцией изменилась, и SaaS стал полноценной бизнес-составляющей, такой же, как традиционный софт? Да совсем немного – технологии внедрения и профессиональные интеграторы.
Так давайте посмотрим, как у нас с ними обстоят дела.
На каждую технологию довольно проблем
Во-первых, помочь интегрировать SaaS в бизнес способны самописные решения на любом языке программирования по любой из ниже приведенных технологий:
1) XML-передача данных в XML-формате по протоколу HTTP с использованием архитектуры SOA;
2) веб-службы;
3) интеграция на уровне данных (Active Data Object, Data Link);
4) интеграция с помощью промежуточных файлов или базы данных – экспорт-импорт данных из SaaS в директорию или промежуточную таблицу и экспорт-импорт файлов/данных в интегрируемое приложение;
5) интеграция на уровне приложений (COM-объектов).
Вариантов много, но все они несут в себе недостатки, обусловленные сущностью самописных решений. С одной стороны, в них очень сложно разобраться: если ваш программист уволился, то новичок не сразу справится с кодом, чтобы решить бизнес-задачу.
Как создать свой бизнес с нуля. Роберт Кийосаки
С другой – российские сервис-провайдеры только-только начали предоставлять доступы к SaaS-системам через указанные технологии, а ведь инструменты сами по себе не работают, нужен доступ к выходу/входу в софт. Кроме того, решение получается практически всегда непрозрачным для менеджмента: нет ясности в том, как оно работает, часты проблемы с мониторингом и документированием.
Во-вторых, внедрить SaaS можно посредством уже созданных специализированных интеграционных решений:
1) визуальный SaaS-конструктор OmniConnect, с помощью которого можно быстро интегрировать приложения независимо от того, находятся они под защитой корпоративного Firewall или в публичном облаке. Сервис содержит обширную библиотеку коннекторов (шаблонов) для наиболее популярных сервисов и платформ (Amazon EC2, Windows Azure, Google Apps, Salesforce, Netsuite, Webex, SAP, Oracle, CA, MS Dynamics и другие).
OmniConnect может не только помочь компании постепенно перейти на облачные платформы, но и сделать то, что раньше было невозможно, – интегрировать IT-системы компаний-партнеров. Например, интегрировать ERP-системы поставщика и клиента для оперативного оформления заказов;
2) новое поколение средств интеграции приложений от Boomi, которое выполняет ту же роль, что и прежние технологии интеграции от Tibco или Oracle для автономных приложений. Кроме того, поставщики решений получают возможность выйти на рынок вычислений «в облаке».
Примерно 75% внедрений платформы Boomi включают привязку SaaS-приложений к автономному ПО заказчиков, а остальное приходится на связывание разных SaaS-приложений между собой.
Список проблем при использовании специализированных интеграционных решений несколько иной. Непрозрачность решения и трудности со сменой исполнителя (сисадмина) исчезают.
Но возникают другие проблемы.
Первая связана с ограничением доступа на площадку провайдера. Вторая – с тем, что большая часть инструментов еще не выведена на рынок (так, например, OmniConnect появится в России лишь к сентябрю 2010 года).
Где раздобыть интегратор?
Итак, технические решения уже существуют, но кто, собственно, будет заниматься интегрированием SaaS в бизнес? Готовы ли вы лично взять в свои руки этот сложный процесс?
Скорее всего, нет.
Копаться в технологиях должен кто-то другой – например, системный интегратор.
На Западе появился целый ряд системных интеграторов, ориентированных на работу с SaaS решениями, вроде Accenture, EXTOL и CapGemini. Первое, что там освоили, это интеграция системы бухгалтерского учета, финансовой системы и CRM-приложений, или синхронизация старой CRM-системы с новой.
Сначала производители CRM-решений предлагали предустановленные коннекторы, но сейчас приходится обращаться к услугам третьих компаний. И задачи, выполнение которых ранее требовало целой армии людей и месяцев времени, теперь рассчитаны на небольшое количество экспертов.
В России, конечно же, можно привлечь зарубежного интегратора, но это очень дорого и рискованно из-за незнания «западниками» российской специфики и возникновения языкового барьера. Тем более, у нас есть свои, родные, интеграторы:
1) Data Integration Software – компания, которая представляет западный инструмент интеграции, по сути, является посредником и сама ищет партнеров-интеграторов;
2) производители SaaS и SaaS-провайдеры. Эти компании, несомненно, готовы интегрировать от случая к случаю. Они не профессионалы интеграции, но знают свои продукты;
3) пионеры российской SaaS-интеграции.
Итог
SaaS в России, как пирожок из печки. Вкусный потому, что к традиционным достоинствам прибавились возможности поддержки сквозных/единых бизнес-процессов.
Горячий – и инструменты, и интеграторы только-только «испеклись». Впрочем, как бы то ни было, встреча SaaS и бизнеса состоялась, и малоприятной она ни для кого не должна оказаться.
Главное – хорошо подготовиться к более тесному знакомству с этой технологией, чтобы дальнейшее сотрудничество с ней стало полезным.