Зверь для малого бизнеса

БЫЛО БЫ ОШИБКОЙ СЧИТАТЬ КОЗЬЕ МОЛОКО АНАЛОГОМ РЫБЬЕГО ЖИРА, КОТОРЫЙ ДАЮТ БОЛЬНЫМ. ПУСТЬ И С ТРУДОМ, НО РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАКТАЦИИ «КОРОВЫ БЕДНЯКА» ПРЕВРАЩАЮТСЯ В МОДНЫЙ ПРОДУКТ И ДАЖЕ В ПРЕМИАЛЬНУЮ ТОВАРНУЮ КАТЕГОРИЮ.

У Владимира Кожанова, совладельца козьей фермы «Лукоз» и Сернурского сырзавода (Йошкар-Ола) с детства был комплекс, из-за которого он полтора года не мог заставить себя попробовать собственную продукцию. «Напоили меня как-то козьим молоком — вспоминает он. — Мне тогда и шести лет не было. Я горько всплакнул, выплюнул его и больше не пил».

Таких «закомплексованных» потребителей много. Все дело в своеобразном привкусе напитка, который далеко не всем по нраву.

Впрочем, производители убеждают: благодаря современным технологиям дойки и ухода за животными им давно удалось «вытравить» из своей продукции «козлиный дух».

У козьего молока есть постоянная аудитория — дети, страдающие аллергией и диатезом (им этот продукт рекомендуют врачи), а также взрослые, которым коровье молоко по медицинским причинам противопоказано. Но это лишь ядро.

Существенно расширить «электорат» игрокам рынка удается за счет потребителей, неравнодушных к «здоровым» молочным продуктам. Взять хотя бы тот факт, что козье молоко усваивается организмом в несколько раз лучше коровьего.

На российских прилавках этот полезный продукт присутствует пока в весьма скромных объемах, а розничные цены на козье молоко зашкаливают, доходя в Москве до 200 рублей за литр. «Это маржинальный сегмент и перспективная ниша, которую можно грамотно освоить», — полагает Павел Исаев, директор по корпоративным коммуникациям «Юнимилка».

Но прочно закрепиться в этой нише пока сумели лишь считанные единицы компаний.

Молоко или качество?

Поставки на российский рынок стерилизованного козьего молока с полугодовым сроком хранения первой начала компания «Экмол» («Экзотическое молоко») в 1998–1999 годах. Продукция закупалась в Венгрии и продавалась в России под маркой «Маргарета».

Addis Abeba — Малое в большом


Несколько лет у «Экмола» практически не было конкурентов: кроме «Маргареты», на полках изредка появлялись небольшие партии французского козьего молока.

Затем в этот сегмент выдвинулась созданная Тиграном Матиняном и Гагиком Эвояном подмосковная компания «Чистая линия», которая давно специализируется на нетрадиционных молочных продуктах, уклоняясь от лобовой конкуренции с гигантами «молочки». «Подняться» выходцами из Кировакана удалось на производстве этнических напитков — танов-айранов. В 2003 году «Чистая линия» начала выпуск козьего молока.

В отличие от «Экмола», который работает на импортном сырье, компания Матиняна и Эвояна развивает собственную козью ферму на базе подмосковного колхоза «Красная нива».

Заграничная зааненская

Одна из самых распространенных в мире молочных пород коз — зааненская, выведенная в Швейцарии в долине реки Заане. Зааненская коза обладает самой высокой молочной продуктивностью.

На фермах, где используется интенсивная промышленная технология, годовой удой зааненских коз может доходить до 1 200 килограммов. А мировой рекорд — 3 507 килограммов за лактацию. «Зааненку» используют для улучшения молочного стада во всех странах мира, в том числе и в России.

Специалисты полагают, что именно зааненские козы — лучший «материал» для средних и крупных ферм. И не только из-за высоких удоев.

Полученное от них молочное сырье является универсальным — подходит как для производства пастеризованного молока, так и для переработки. Помимо этого, оно обладает жирностью, достаточной для производства масла, творога и других продуктов.

Из всех пород коз только зааненская у нас в стране полностью «легализована» — включена в Госреестр селекционных достижений, допущенных к использованию в РФ. А значит, создать племенное хозяйство на основе этой породы будет легче.

Многие начинающие фермеры-козоводы в России стремятся привезти из-за рубежа сотню–другую зааненских коз в расчете на их высокую продуктивность, однако эксперты предупреждают: без используемых на Западе технологий кормления, содержания и доения коз даже самые породистые особи могут не продемонстрировать ожидаемых результатов.

Правда, обогнать «Экмол» у «Чистой линии» не получилось, несмотря на широкое присутствие в торговых сетях. Если «Чистая линия» продает, со слов Матиняна, 700 тонн молока в год, то «Экмол» до кризиса сбывал до двух тысяч тонн.

Против «Чистой линии» долгое время играл тот факт, что ее молоко стоило примерно на 30% дороже «Маргареты» — за счет более дорогостоящего производства и тары (компания работает со стеклом). Однако кризис изменил ситуацию: «Экмол», закупающий сырье в Европе, из-за роста евро вынужден был повысить цены, и теперь его продукция стоит примерно одинаково с молоком «Чистой линии».

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: