Как технологичной компании стать кузницей инноваций?

Станислав Протасов Директор по RD, Москва Не дает покоя слава таких «монстров» как Kaspersky, Яндекс или ABBYY? Есть возможность открыть собственную лабораторию?

Но для того, чтобы радовать мир регулярными ноу-хау, недостаточно нанять на работу команду сумасшедших ученых. Станислав Протасов о том, как выйти на рынок инноваторов.

Станислав Протасов, сооснователь и глава разработки «Acronis»

В конце ноября 2013 года мы официально запустили собственную исследовательскую группу – Acronis Labs. Однако это не было событием, которое мы как-то долго специально обдумывали и готовили – очевидные идеи в голову не приходят, а необходимость такой лаборатории для меня абсолютно логична.

В России пока не так много компаний, в которых есть «продвинутая разработка»: Parallels, «Яндекс», Kaspersky, ABBYY, Yota и еще несколько игроков. Но для глобальных технологических корпораций научная или «полунаучная» работа – нормальное явление.

Зачем вообще нужны такие лаборатории?

Ответ прост. Не хотелось бы быть Капитаном Очевидность, но стоит вернуться к самому термину RD – буквально «исследования и разработка».

Реальность бизнеса такова, что на первом месте в бизнесе обычно стоит разработка – то есть операционная каждодневная работа. Неспроста проектных менеджеров оценивают по способности выпустить хороший продукт вовремя и в рамках бюджета.

Это нормально, ведь создание чего-то принципиально нового, то есть рисеч, – дорогое и рискованное удовольствие, которое не каждый может себе позволить.

Когда в Apple начинали работу над iPhone, никто не знал, сколько времени и сил это отнимет и получится ли что-то из этой задумки. Стив Джобс и его соратники вообще до какого-то момента не верили, что из Mac OS можно вырезать iOS и уместить в маленькое устройство, и первые прототипы были на Linux.

Так вот, такие вещи нельзя планировать on time on budget. При этом в девелопменте отрицательный результат – если продукт не получился или провалился – неприемлем.

А вот в рисече, где должны рождаться ноу-хау, он иногда даже полезен и может сыграть свою роль спустя годы. Но самое главное – именно инновации определяют выживаемость на рынке (Acronis, кстати, начался с такого ноу-хау – софта, который позволял делать бэкап без перезагрузки).

Недавно я читал на одном западном медиа-ресурсе статью о том, как Марисса Майер стала СЕО Yahoo. У совета директоров был выбор: назначить на эту должность контентщика или продуктового человека.

Minecraft 8: Технологичный дом.


В итоге пришлось даже советоваться с основателем Netscape Navigator Брюсом Андерсеном. Он сказал: конечно, продуктолога, ведь стоимость технологической компании – это функция скорости генерации инноваций.

Так Майерс получила свою должность.

И дела у Yahoo вроде бы, наконец, пошли в гору.

Все это и есть короткий ответ на вопрос, зачем Acronis нужна лаборатория. Действительно, инновации быстро копируют, и поэтому технологическая компания может оставаться впереди, только если она умеет их создавать, причем достаточно быстро.

Конечно, задачи «операционной» продуктовой команды – выпустить продукт вовремя и предсказуемо хорошо его продать – никто не отменяет. Но если мы посмотрим чуть дальше вперед – поддержание статус-кво на рынке, конкурентная борьба и т.д., – то производить вещи, которых у конкурентов просто нет, жизненно важно.

На это и работают advanced research или labs.

Есть однако непростой вопрос: как в компании будет функционировать такая группа, состоящая из инженеров-ученых (в разной пропорции). С одной стороны, ее сотрудники должны знать, что их, в отличие от тех же проектных менеджеров, не будут «бить» за промахи (иногда неудачи надо даже приветствовать), с другой – лаборатория, безусловно, работает на бизнес.

Поиск грани между наукой и бизнесом дело непростое и вряд ли формализуемое. Впрочем, для нас это не такая уж и проблема – у Acronis есть совершенно конкретные задачи (главная – быть всегда на голову лучше конкурентов), есть, опять же, стандартные бизнес-процессы.

Это принципиально важно: я знаю совершенно реальный случай, когда некий состоятельный бизнесмен из лучших побуждений набрал группу талантливых ученых – чтобы делать открытия. Скоро ему пришлось свернуть работу – конкретных задач у группы не было, никто не ставил им планов и целей.

В итоге, они не смогли толком ничего сделать (это, кстати, проблема многих научных групп – вторичность исследований из-за отрыва от реальности).

У нас такой проблемы точно нет. Во всех подобных лабораториях работа очень жестко приземлена на планы бизнеса.

Если не планируешь и не ставишь конкретную цель, то и не добьешься ее.

Надо понимать, что в Labs будут работать не только над «продуктами будущего», но и над текущими операционными проектами. Какова будет пропорция, понять сложно – это, скорее всего, можно регулировать только вручную.

Одно могу сказать точно – такого, что кто-то пришел с «гениальной идеей» и все, побросав свои обязанности, стали заниматься только ей, не будет. И в идеале все разработки Labs должны получить отражение в реальных продуктах, причем начиная с ближайшего времени.

Одна из первых очевидных задач для нас – инвентаризация уже существующих разработок. Какие-то продукты не доделаны и лежат в «портфеле», другие отпочковались и не получили продолжения и т.д.

Понять, что с ними можно сделать, как применить – очень важно.

Еще одна важная задача – создать культуру технологического due diligence продуктов, как своих, так и чужих. Надо понимать, что происходит на рынке, каковы тренды, что делают конкуренты.

Не могу сказать, что, создавая лабораторию, мы досконально изучали существующие на рынке примеры, однако чужой опыт мы, безусловно, смотрели: Microsoft, IBM, Intel и другие. В итоге появилась группа с функциями, с одной стороны, ученых, а с другой – этаких «спецназовцев».

Не хотелось бы загадывать, но, думаю, первые результаты мы увидим уже в этом году.

Наша цель по количеству патентов на ближайшие три года – 200 патентов.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: