Компиляция высказываний банковских работников на тематических форумах Bankir.ru в мае 2003г./ВОСТРИКОВ Михаил Михайлович, к.т.н., Советник Председателя Правления КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ» (г.Москва)/
МАНИПУЛЯЦИЯ, она же РАЗВОДКА, всегда обман — банальный обман с корыстной целью. Каждый из нас когда-то бывал ИСПОЛЬЗОВАН. Это конечно предпочтительнее, чем физическая расправа или прямое принуждение, но всё же…
- Прямо объяснись и предложи Использующему заплатить за своё использование. Заключи с ним взаимовыгодный контракт.
- Поменяй плюс на минус — начни использовать человека сам. Но прежде ответь самому себе на два вопроса — Зачем он тебе может быть нужен? Что и как бы ты сделал на его месте?
- Прекрати либо минимизируй контакты с Использующим. Как вариант, без объяснения причин. При этом помни — прервать отношения просто, сложнее их поддерживать. Когда просто хочется порвать — причина не нужна, нужен повод. А когда хочется порвать, но надо сохранить лицо — нужна причина, объясняющая повод.
- Убеди Использующего в своей бесполезности, разочаруй его в себе.
- Поиграй в «НЕПОНИМАЙКУ» — а зачем, а почему, а к чему это, а почему именно так а не иначе и т.д. Использующий сам озвучит свои скрытые цели.
- Поиграй в «БЕСПРИНЦИПНОСТЬ». Иногда бывает полезно в общении с начальством для понимания своих перспектив по службе. Хочешь бонус (должность и т.д.)? – не-а…, и так всё устраивает. Через некоторое время поймёшь — либо интересуются уровнем твоего профессионализма и результатами работы, либо очень хочется, чтобы ты без повышения по службе и за те же деньги работал раза в три больше.
- Не позволяй Использующему вторгаться в твоё личное пространство. Это неприлично, неэтично, да и просто опасно.
- Никогда не принимай позицию «жертвы». Помни – тот, кто оправдывается, виноват дважды. Попробуй превратить обсуждение твоей «вины» в совместную атаку на проблему. Отдели себя от проблемы, сосредоточив Использующего на интересах, а не на позициях.
- Если с Использующим нельзя не общаться и невозможно не обращать внимания – держись спокойно и уверенно, блюди и расширяй дистанцию, например, отвечай односложно по телефону, в разговорах тормози и делай паузы.
- В диалогах с Использующим никогда не отвечай, сидя на крючке! Сначала обеспечь себе свободу, а потом выдавай информацию. Лавируй. Можешь употребить фразы:
- Я Вас не совсем понял
- Я Вам не верю
- Правильно ли я Вас понял?
- Куда Вы клоните? Скажите прямо
- Постарайтесь не кричать, это Вас не красит
- Давайте вместе разберёмся в Ваших рассуждениях
- Позвольте позднее поговорить с Вами на эту тему ещё раз
- Я понимаю, как Вам трудно найти приемлимый вариант
- Мне тоже хотелось бы поучаствовать в установлении правил общей игры
- Я надеюсь, что Вы точно знаете, что хотите именно этого
- Вы не против если я закрою форточку (дверь) — сквозит…
- Повторите, пожалуйста, свою мысль
- Я отлучусь ненадолго (позвоню и т.д)
Майский VLOG с дачи
P.S. Вот такие тезисы получились из множества высказываний российских банкиров по теме, о крайней злободневности которой можно судить хотя бы по статистике посещаемости этих форумов на Bankir.ru. Но что же по этому поводу говорят классики? Не поленился, прочитал.
Да, в принципе, то же самое, только уж больно мудрёно и длинно. Ну на то они и классики. Банкиры выражаются проще и короче.
Но закончить этот обзор всё же хочется замечательной цитатой из толстой книги С.Г.Кара-Мурза «Манипуляция сознанием» – «Всё это, конечно советы слабые. Главный совет – думать.
И думать усиленно, трудно, как землекоп копает тяжёлую глину».