Количественная оценка эффективности казначейства банка

В данной статье автор рассматривает один из способов оценки эффективности работы казначейства при управлении дисбалансом структуры активов и пассивов банка по срокам привлечения/размещения. // Ю.Ю. Никишев, АКБ «Спурт». Аналитический журнал Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке, № 4/2005

Существует лишь то, что можно измерить.

Макс Планк

Два вида казначейства банка

В российской банковской практике одинаковым термином «казначейство» именуют два различных типа структурных подразделений.

«Внутреннее» казначейство осуществляет перераспределение ресурсов между другими подразделениями банка с использованием системы трансфертного ценообразования.

«Внешнее» казначейство представляет собой подразделение, работающее с активами денежного рынка ( МБК, форекс, торговые ценные бумаги).

Однако как в первом, так и во втором случае одна из важнейших задач казначейства — обеспечение необходимого уровня ликвидности банка. Разница заключается лишь в средствах достижения данной цели.

В первом случае казначейство использует в качестве «инструмента» другие подразделения банка, управляя ими с помощью изменения трансфертных цен на продажу/приобретение ресурсов.

Во втором случае казначейство непосредственно выходит на рынок, привлекая недостающую ликвидность либо размещая избыточную.

Эффективность деятельности казначейства как первого, так и второго типа обычно оценивается абсолютно так же, как и эффективность деятельности других фронт-офисных подразделений банка. Однако при таком подходе за рамками рассмотрения остается один из главных источников заработка казначейства.

Типы доходов банка

Все типы доходов банка можно объединить в 3 группы:

  • торговые (процентные, дилинговые), источник которых — торговля активами;
  • комиссионные, источником которых является продажа услуг;
  • «структурные», источник которых — управление дисбалансом структуры активов и пассивов банка по срокам привлечения/размещения.

Трансформация краткосрочных (и более дешевых) пассивов в долгосрочные (и более дорогие) активы — одна из основных функций банка как финансового посредника. И подразделением, которое реализует данную функцию, получая дополнительный доход от управления дисбалансом ликвидности, чаще всего является именно казначейство.

У КОГО САМАЯ ПЛОХАЯ ОЦЕНКА?!УРОК С ВАЛЕНТИНОЙ ИВАНОВНОЙ!


Алгоритм количественной оценки эффективности работы казначейства Рассмотрим возможный алгоритм количественной оценки эффективности данного аспекта работы казначейства. Он состоит из трех этапов.

Первый этап

Определение принципов фондирования активов банка. Производится на основании здравого смысла и принципов наилучшей банковской практики, а также с учетом особенностей ресурсной базы банка (например, степени концентрации пассивов, стабильности остатков на расчетных счетах и т.п.).

Конечный результат может быть представлен в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Вариант фондирования активов банка

 

Количественная оценка эффективности казначейства банка

Второй этап

Определение допустимой величины дисбаланса структурной ликвидности в процентах от актива баланса-нетто.

Данный этап необходим для того, чтобы ограничить риск структурной ликвидности. Величина лимита на дисбаланс зависит от величины общего лимита риска банка и степени его фактического заполнения, а также особенностей структуры его пассивов (некоторые из которых были перечислены выше).

В качестве ориентира можно принять, что допустимая величина постоянно поддерживаемого дисбаланса составляет до 10% от общей суммы активов, а допустимая величина кратковременно поддерживаемого дисбаланса — до 15% от общей суммы активов.

Третий этап

Построение матрицы фондирования с целью определения фактических источников фондирования активов банка.

Матрица (табл. 2) строится по среднедневным остаткам за отчетный период (месяц, квартал) отдельно для разных видов валют.

Таблица 2

Матрица фондирования

 

Количественная оценка эффективности казначейства банка

Порядок заполнения столбцов матрицы — сверху вниз и слева направо. В серую зону попадают активы, фондируемые не подходящими по типу пассивами.

В приведенном примере она пуста, то есть банк ничего не зарабатывает на управляемых дисбалансах структуры фондирования.

Четвертый этап

Определение экономического эффекта от поддержания управляемых дисбалансов в структуре фондирования заключается в определении стоимости замещения пассивов «серой зоны» минимально необходимым объемом пассивов большей срочности (и стоимости).

Стоимость замещения рассчитывается по данным о фактической стоимости привлечения отдельных типов пассивов банка за отчетный период.

Вышеприведенный алгоритм позволяет получить количественную оценку экономического эффекта деятельности казначейства по увеличению рентабельности операций банка за счет управления дисбалансом структуры фондирования активов.

Для казначейства «внешнего» типа это также единственный метод, позволяющий дать количественную оценку его деятельности тогда, когда банк практически не проводит активных операций на денежном рынке (т.е. испытывает дефицит ликвидности, закрываемый с помощью пассивов денежного рынка — МБК, операций прямого РЕПО).

Данная оценка достаточно точна и наглядна для того, чтобы использовать ее как базу для расчета показателей системы экономического стимулирования сотрудников казначейства.

И наконец, в том случае, если управление структурной ликвидностью баланса банка относится к прерогативе его правления или комитета по управлению активами и пассивами, описанная методика является практически единственным средством количественной оценки эффективности работы данных коллегиальных органов.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: