Кошмарим банки без скелетов

Банки обычно считают себя мощными структурами, которым по плечу практически все. И это обычно так. Но при этом в банках не так часто понимают, в какой степени они уязвимы и зависимы от общественного мнения.

Александр Орфенов, зам. гендиректора МГК РосРазвитиеглавный редактор журнала Враждебные поглощения в Украинеглавный редактор ИА Advisers, к.э.н.

Зачастую для того, чтобы закошмарить банк, даже нет необходимости искать какие-то «скелеты в шкафу», которые, как считается, есть у каждого. Достаточно использовать совершенно открытую информацию – просто ее надо правильно анализировать и грамотно подать.

Года 2 назад я поехал на одну конференцию по MA  в крупную соседнюю страну – рассказать, как в России борются с рейдерами, там-то эта проблема стояла (и стоит) куда острее, чем даже у нас. И вот после выступления мне последовал вопрос из зала: «Наш пытается захватить банк, что информационно мы можем противопоставить этому?» И тогда я рассказал о следующей модели.

Модель очень хорошо работаем с банками, занимающимися розничным кредитованием и при этом, как бы это сказать покорректнее, не совсем честны в своих взаимоотношениях со своими клиентами. То есть – в рекламе, к примеру, говорится, что клиент может получить кредит ну под, скажем, 12% годовых.

И при этом умалчивается, что отдельная плата берется за открытие счета, за обслуживание счета, еще там всякие мелкие платежи – вроде и немного, но набегает очень даже ого-го. И вместо 12% мы получаем все 30%.

Ну, об этом я на сайте банкирских работников рассказывать не буду – Вы знаете все это значительно лучше меня. Разумеется, в договоре кредитования это все прописано – мелким шрифтом.

Что съесть, чтобы ПОХУДЕТЬ? Выбираем Правильные продукты и КОШМАРИМ супермаркет / ЧАСТЬ-1


Что обычно клиент и не читает. Кажется, это называется разницей между объявленной и эффективной ставками кредитования – ну если я терминологически не прав, поправьте.

В общем, по закону банк прав – банковские юристы постарались – а вот по-человечески… В общем – хитрит, лукавит банк.

Вот на этом факте и базируется эта модель. Начинается массированная PR-кампания, в ходе которой проводится простая мысль – банк NN дурит своих клиентов: рекламирует кредиты по 12% годовых, а реально (на основании проанализированного кредитного договора) – все 30%.

Можно сделать и интернет-сайт под это дело, и с газетами хорошими поработать. А еще можно заключить реальный кредитный договор с этим банком – и тогда мы получим реального спикера – «простого российского гражданина, нагло обманутого банком» — который будет кричать об этом на каждом углу.

В общем, рассказал я об этой модели – и благополучно забыл, тем более что после этой командировки в сопредельную страну навалилось много работы – мы сразу получили несколько интересных заказов, и пришлось открывать в ней даже наше представительство. И вот примерно через полгода мне пишут мои новые коллеги из этой страны – банк NN кошмарят, причем именно так, как я и рассказывал на конференции.

И банк-то хороший, ни в каком рейдерстве отродясь замечен не был. В общем, гринмейл чистой воды. Навели мои коллеги справки – оказалось, что кошмарит просто одна юрконторка, ну не своими руками, конечно, а наняла одну PR-компанию. И здорово получается!

Банк вовсю вопит: «Все так делают!», но для клиентов-то это пустой звук. Розничное кредитование практически остановилось, да и уже имеющиеся клиенты в СМИ пованивать начали – думаю, не сами по себе, это их пиарщики гринмейлеров подтянули.

История продолжалась где-то месяца три, потом одномоментно прекратилась. Что произошло – не знаю, но вот какой факт: юрконторка переехала из какого-то задрипанного офиса в хороший бизнес-центр.

Не буду утверждать, что на деньги банка – может, с какого другого проекта получили. Но вряд ли… Ну а банк постепенно выровнялся.

Из этой истории, на мой взгляд, есть 2 вывода:

  1. Все модели – нападения, защиты – индиффирентны. Их можно использовать как в интересах добра, так и в интересах зла – важно, в чьих руках этот инструмент.
  2. Чем более честно – не с точки зрения закона, а просто честно – Вы живете, тем менее Вы уязвимы.

Живите честно, банкиры, и тогда Вам никто не страшен!

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: