Кто лучше кредитует?

Проблема обеспечения малого бизнеса кредитными ресурсами до сих пор удовлетворительно не решена. Это признают все.

И особенно острой она является для нижнего этажа — микробизнеса.

Уже появилось мнение, что банки с этой задачей справиться не могут, и вместо них это должны делать другие финансовые институты, например, микрофинансовые организации (МФО). Представители банка и МФО спорят на страницах нашего журнала.

Сергей Козлов, заместитель председателя правления СДМ-банка

Дороги, которые мы выбираем

В 2013 г. рынок зафиксировал снижение роста кредитования во всех сегментах. Коснулось это и сектора малого и среднего бизнеса (МСБ), который не может находиться в стороне от рыночных тенденций.

При этом надо отметить, что проникновение банковских продуктов, в том числе кредитов, в малом бизнесе имеет огромный неиспользованный потенциал.

Рынок МСБ структурирован в трех сегментах: микробизнес с годовым оборотом до 60 млн руб., малый бизнес с годовым оборотом до 400 млн руб. и средний бизнес с годовым оборотом до 1 млрд руб. И когда говорят, что предприятия МСБ не могут получить в банке кредит, потому что они очень непрозрачные, и банки затягивают сроки, и у компаний отсутствуют залоги и недостаточно капитала, это, конечно, обобщение.

Компании с выручкой в 100 млн руб. или даже в 20 млн руб. в месяц сложно быть непрозрачной. Прежде всего вышеперечисленные сложности с получением кредитов относятся к микробизнесу, который, имея и так невысокую прозрачность, при экономической нестабильности становится еще менее заметным на банковских счетах.

Микробизнес исторически кредитовался у соседа. Это теневой сектор с умеренно высокими процентными ставками и — иногда — с жесткими подходами к заемщикам, не вернувшим кредит. Потом подключились банки со своими процедурами и требованиями.

За последние несколько лет на рынке также появилась альтернатива в лице микрофинансовых организаций, которые могут выдавать не более 1 млн руб. на клиента.

Для клиента микробизнеса на одной чаше весов — доступность и оперативность получения кредита в МФО до 1 млн руб. без контроля за целевым его использованием со ставкой 40-60% годовых (а именно таковы ставки в МФО — достаточно зайти на сайт и перевести платежи в проценты годовых) и перспективы общаться с коллекторами, если что-то пойдет не так. А на другой чаше — банки с процедурами, требованиями и контролем со ставкой 15-20% годовых.

При этом не надо забывать, что с ростом конкуренции, повышением прозрачности бизнеса и стандартизации подходов уровень процентной ставки будет играть все более важную роль для заемщиков.

Понятно, что в сегменте микробизнеса банкам тяжелее конкурировать с МФО и частными кредиторами, и активность на этом рынке у банков немаксимальная. Рынок микробизнеса ограничен в объемах, по нему еще не наработана достаточная статистика, есть высокие издержки на администрирование процессов, имеются высокие риски, связанные с низкой прозрачностью бизнеса и отсутствием залогов и кредитной истории.

Как следствие, в данном сегменте высок уровень просрочки — более 10-15% и расходов на резервы. Не все готовы работать по модели большие риски — большие ставки. В банковском секторе более жесткий скоринг, и просрочки по микробизнесу находятся тут на уровне 5%.

Всегда есть клиенты, которых можно кредитовать


Банки больше привыкли именно обслуживать клиента, его счета, предлагать дополнительные продукты, мониторить клиента по денежным потокам, отслеживать изменения у клиента, развивать его. Банк заинтересован, чтобы клиент рос, чтобы, один раз вложившись в привлечение клиента, получать от него все большую отдачу.

С другой стороны, многие банки двигаются в направлении микробизнеса, разрабатывая специальные продукты. Так, достаточно популярным является продукт кредитование владельцев бизнеса. Процедура для клиентов упрощенная, ставки вполне приемлемые.

В микробизнесе полностью работают рыночные механизмы: есть спрос на разные продукты, есть предложение. Поэтому на сегодняшний день участники рынка, скорее, дополняют друг друга.

Хотя не исключаю, что банки станут все активней входить в этот рынок, в том числе через покупку МФО.

Денис Неретин, директор по продажам ОАО Финотдел

Некуда идти?

Итоги 2013 г. на рынке кредитования МСБ оказались довольно противоречивыми. С одной стороны, сектор остается одним из наиболее быстрорастущих, поэтому многие представители банковской отрасли заявляли о его приоритетном развитии.

Однако по факту динамика кредитования малого бизнеса замедлилась. Темпы прироста рынка МСБ снизились в два раза, составив 15% в 2013 г. против 29% в 2012 г. Заметно упала активность крупных игроков в сегменте: если годом ранее основной рост обеспечивали банки из Топ-30, то в 2013 г. их портфели по МСБ выросли лишь на 10%. Можно предположить, что после внедрения кредитных фабрик, негативно сказавшихся на качестве кредитных портфелей, банки настроены на снижение объемов работы в наиболее рисковых клиентских сегментах, к которым относится и малый бизнес

Этот факт подтверждают тенденции, выявленные в исследовании компании Финотдел, основанном на данных опроса обращавшихся за займами предпринимателей. Его результаты показали, что к концу 2013 г. заметно выросло соотношение отказов в выдаче к реальным выданным кредитам: в первой половине года на один выданный заем было два-четыре отказа, в последнем квартале этот показатель достиг уже пяти-шести отказов.

При этом среднее количество обращений за кредитом сохраняется. Рост числа отказников, приходящих в МФО, свидетельствует об ужесточении банковских требований к заемщикам, ищущим иные источники финансирования, например, среди МФО.

При этом большинство клиентов (86,8%) сообщили, что готовы обращаться в МФО и в будущем.

Характерно, что этой тенденции не препятствует разница в ставках, предлагаемых банками и МФО. Среднерыночная стоимость кредита на сегодня составляет около 15% годовых, микрозайма — 25%, что обусловлено повышенными рисками, которые берут на себя МФО.

Категория заемщиков в микрофинансовом секторе обуславливает более высокую вероятность невозвратов. В результате доля просроченной задолженности по портфелю МФО зачастую превышает тот же показатель в банковском секторе.

Вместе с тем, если сравнивать условия конкретных продуктов, то разрыв в ставках между банками и МФО может оказаться менее заметным. Так, минимальные ставки по займам начинаются от 21%, что уже сопоставимо с условиями некоторых кредитных продуктов.

Сегодня доступ к кредитным средствам имеют только достаточно стабильные компании. Значительная часть малого бизнеса испытывает проблемы, еще более усугубившиеся после повышения размеров социальных взносов, что привело к снижению прозрачности МСБ.

Требования по обеспечению кредита — еще один камень преткновения. По данным другого исследования, проведенного ОАО Финотдел совместно с МСП банком, средний оборот малых предприятий, получающих банковские кредиты, составляет 12 млн руб.

Для бизнеса меньшего масштаба вариантом выбора становится микрофинансирование — средний оборот клиентов отрасли составляет 1,5 млн руб. На вопрос о причинах обращения в МФО более четверти заемщиков назвали получение отказов в банках и столько же — слишком длительный срок рассмотрения кредитной заявки.

Все это позволяет сделать вывод о том, что в условиях экономических неурядиц выдача банками кредитов предпринимателям после наметившегося подъема вновь идет на спад. Сектор МСБ, слишком непредсказуемый для консервативной банковской системы, становится одним из первых кандидатов на вылет из кредитных планов.

Микрофинансовые же организации, заведомо более толерантные к риску, готовы пока закрыть этот пробел и стать проводником малого бизнеса к заемному финансированию.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: