Личностные факторы, которые влияют на эффективность убеждения

Источник: Элитариум: Центр дистанционного образования

Эффективность воздействия определяется в значительной степени личностными качествами, которыми обладают тот, кто воздействует, и тот, на кого воздействуют. Рассмотрим личностные факторы, которые влияют на эффективность межличностных коммуникаций в целом и убеждения в частности: коммуникативную культуру, авторитет источника информации, конформность и внушаемость реципиента, а также доверие к источнику информации.

Эффективность воздействия определяется не только тем, каким способом воздействуют на человека, но и тем, какими качествами личности обладают тот, кто воздействует, и тот, на кого воздействуют. Рассмотрим личностные факторы, которые влияют на эффективность межличностных коммуникаций в целом и убеждения в частности.

1. Коммуникативная культура

Выделяют три группы правил, составляющих коммуникативную культуру.

  1. Правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. Их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении.
  2. Правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, личностное и т. д.
  3. Правила самоподачи (самопрезентации). Они определяют индивидуальный успех отдельных участников общения. Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.

Признаком культуры общения является вежливость. Вежливость особенно важна, когда нужно сказать человеку что-то такое, от чего он может «потерять лицо»: сделать замечание, покритиковать. Цель вежливости состоит не в том, чтобы избегать этих действий, а в том, чтобы уменьшить или устранить коммуникативные проблемы в разговорах и отношениях, которые могут быть результатом высказываний, угрожающих репутации. Вежливость — необходимая машинная смазка, без которой механизм человеческих отношений перегревается и отказывает на ходу. Просьба, выраженная в вежливой форме, не угрожает самосознанию ни просителя, ни адресата просьбы. К тому же вежливые просьбы и требования позволяют наиболее эффективно добиться уступчивости и согласия.


Решение быть вежливым базируется на учете трех факторов:

  1. Насколько хорошо собеседники знают друг друга и каков их статус. Чем меньше они знакомы и чем выше их статус, тем большие прикладывают они усилия, чтобы быть вежливыми.
  2. Какую власть имеет слушатель над говорящим. Большую вежливость проявляют в отношении людей, обладающих властью.
  3. Существует ли риск навредить собеседнику. Большинству людей не нравится намеренно говорить собеседнику такое, от чего он может «потерять свое лицо».

Вежливость исключает императивные высказывания (приказ, требование). Ее проявление связано с просьбой («Я был бы вам очень признателен, если бы», «Пожалуйста», «Будьте добры»), благодарностью за услуги («Благодарю», «Спасибо»), извинением за причиняемые хлопоты или создание каких-то неудобств («Простите, я не хотел», «Извините, но я вынужден»), тактичностью, уважительным отношением, основанным на признании достоинств другого человека.

Грубость, доходящая порой до хамства, не способствует эффективному воздействию на другого человека, так как вызывает у него желание противодействовать внешнему давлению для защиты собственного Я.

2. Авторитет источника информации

Авторитетом в какой-то сфере жизни и деятельности называется человек, с мнением которого считаются, которому стремятся подражать и которому доверяют решение тех или иных вопросов. Человек, являющийся для кого-то авторитетом, оказывает на него сильное воздействие.

Больше того, авторитету легко подчиняются, не думая при этом, прав он или не прав, давая то или иное распоряжение. Авторитет может быть нескольких видов и слагается из следующих компонентов.

  • Авторитет профессионала зависит от знаний и умений специалиста как представителя той или иной профессии.
  • Авторитет возраста: старший по возрасту может обладать в глазах молодых людей авторитетом как более опытный человек.
  • Авторитет должности, т. е. более высокого социального статуса со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
  • Нравственный авторитет: его отсутствие может свести на нет все остальные компоненты авторитета специалиста.

В ряде случаев, несмотря на наличие всех компонентов, человек не оказывает на других людей должного воздействия. Происходит это по двум причинам.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: