Люди под структуру или структура под человека?

Борис Родиевский Директор по развитию, Украина Как построить успешный отдел продаж? Среди действительно успешных нет ни слишком «жестких», ни слишком «звездных».

Должна быть дисциплина и место творчеству.

Вот только соотношение жесткости и творчества зависит от величины рынка, продукта и характера руководителя. О подходах к формированию стиля работы отдела продаж – Борис Родиевский.

Борис Родиевский

Думаю, что многие скажут, «что значит структура под человека? Мне нужны люди, которые будут вписываться в мою структуру, а если они не вписываются – значит это не мои люди!»

Но, очень часто звезды, никак не вписываются ни в какую структуру. Работают по своему графику, отчеты не пишут, с клиентами работают своеобразно, но при этом приносят больше чем все остальные вместе взятые.

И что, их уволить за эти мелкие нарушения?

Я встречал успешные отделы и среди тех, где люди подбирались под структуру и среди тех, где структура строилась под людей. Успешными я считаю те отделы, которые продают значительно больше, чем их конкуренты, и обходятся при этом предприятию значительно дешевле.

Я попытаюсь обобщить эти примеры и на их основе сделать несколько выводов.

1. Все успешные отделы, не зависимо от стиля работы, объединяют несколько вещей:

— они продают относительно качественные продукты (качество не ниже среднерыночного, явно некачественный продукт умные менеджеры не берутся продавать даже за очень большие комиссионные);

— ими руководят опытные специалисты;

— присутствует эффективная система мотивации менеджеров и руководителя отдела;

— много ресурсов (времени, денег и т.д.) уделяется обучению менеджеров, разработке новых методов продаж (продукты, идей, акций и т.д.);

2. Чем крупнее отдел, тем сложнее подстраивать структуру под человека.

3. Чем шире воронка продаж, чем проще и универсальней ваш продукт и, чем больше на вашем рынке потенциальных потребителей, тем лучше работает «жесткая» структура.

4. Чем жестче структура, чем точнее отработаны и выписаны сценарии продаж, тем меньше вероятность проявления продавцов-звезд.

5. И наоборот, чем больше требуется творчества в подходе к продажам, тем сложнее создать жесткую структуру и лучше работают продавцы-звезды.

6. Звезды не идут работать в жесткие структуры.

7. Если хотите прогнозируемый результат стройте жесткую структуру.

8. Если хотите выдающихся результатов будьте сами звездой и ищите звезд.

9. Заполучить и управлять звездой очень сложно, если Вы сами не звезда.

Социальная структура у древних людей ― Станислав Дробышевский


10. Жесткие отделы обычно строят «технари», «звездные» — гуманитарии.

Среди действительно успешных я не встречал ни слишком «жестких», ни слишком «звездных». В успешном отделе продаж должна быть дисциплина и место творчеству.

Вот только соотношение жесткости и творчества зависит от величины рынка, продукта и характера руководителя.

Поэтому прежде чем копировать чей-то успешный опыт посмотрите на свой рынок. На количество и качество ваших клиентов, сложность продукта.

Подумайте, как бы вам хотелось работать? Если Вы жесткий, не творческий человек – звездный отдел вам не построить.

Ставьте во главу угла планы, отчеты, отрабатывайте сценарии продаж, вводите всевозможные количественные плановые показатели, от которых будет зависеть доход менеджера. Подбирайте в команду трудолюбивых и исполнительных.

И наоборот, если вы сами не можете заставить себя педантично писать и анализировать отчеты, руководить «жестким» отделом вы не сможете. Старайтесь подобрать в отдел людей умных, с большой внутренней мотивацией, способных самостоятельно решать творческие задачи.

Следите не столько за их количественными показателями как за эмоциональным настроем. Создавайте такой психологический микроклимат, при котором плохо работать буде не принято.

И самое главное, что объединяет все успешные отделы независимо от стиля управления – это хорошие заработки менеджеров и выполнение большого объема работы. Значительно большего, чем у их неуспешных коллег.

В «жестких» отделах менеджеры много работают, потому что их заставляют «кнутом». В «звездных» потому что их вдохновляют «пряниками».

В «нормальных» — потому что их и заставляют и вдохновляют.

Но я не видел ни одного успешного отдела, где бы менеджеры мало работали… Я встречал много менеджеров, которые не умели нормально вести переговоры, но упорно работая, достигали хороших результатов. И я не встречал ни одного, даже суперталантливого продавца, которому удавалось бы получать хорошие премиальные, не затрачивая серьезных усилий и времени.

Если же вы не можете определиться, что строить, я рекомендую создавать стандартный, «жесткий» отдел, с четкими требованиями к работе, плановыми показателями, отчетами и т.д. Это позволит точнее спланировать работу и результаты.

Отпустить «вожжи» значительно легче, чем наоборот. А если в отделе проявляется звезда, можно прописать ей отдельные условия.

А еще лучше, прописать такие условия не под конкретного человека, а как привилегии, которые может заслужить каждый менеджер, выполняющий определенные условия. Например, ввести статусы в отделе

1. Менеджер-стажер

2. Менеджер

3. Старший менеджер

Каждый начинает со стажера, потом, выполняя плановые показатели, получает статус менеджера, потом старшего менеджера. Работа стажера жестко контролируется по многим количественным показателям, у него много обязанностей (сдавать ежедневные отчеты, четко выполнять все инструкции, посещать все планерки, семинары, тренинги и т.д.) и мало прав.

У менеджера обязанностей меньше, а прав больше, а у старшего менеджера еще меньше обязанностей и еще больше прав. Например, у старшего менеджера может быть только одна обязанность — выполнять тройной план по продажам.

А дальше одни права — отчеты он может не писать, на планерки может не ходить, даже на работу ходить по своему отдельному графику.

И напоследок совет руководителю отдела. Вы можете продавать сами, вдохновляя менеджеров своим примером, можете не продавать самостоятельно, а только помогать менеджерам в их работе.

Но если вы не будете выкладываться в своей работе, успешный отдел вам не построить!

Просто видя расслабленного руководителя, расслабляются и менеджеры и это тут же сказывается на результатах.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: