Мы выбираем, нас выбирают… или почему назначается выездная проверка

30 мая 2007 г. Приказом ФНС России N ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Налогоплательщиков можно поздравить с появлением еще одного документа, развивающего популярную тему их недобросовестности, необоснованности получения ими налоговой выгоды и прочих характеристик их деятельности, носящих околоправовой характер, но имеющих вполне реальные правовые (налоговые) последствия.

Э. ГЛУХОВСКАЯ

В этом отношении неслучайна отсылка в тексте Концепции к постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53 Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды. В упомянутом Постановлении содержалась попытка ВАС формализовать критерии оценки поведения налогоплательщика в первую очередь для судебных инстанций.

Охарактеризуем Концепцию как аналогичный посыл Федеральной налоговой службы в отношении нижестоящих органов.

Итак, стремление к выработке четких критериев при оценке поведения налогоплательщика представляет собой безусловное благо, потому что именно в ситуации системного подхода к проблеме можно говорить о наличии ее правового регулирования. Попытаемся оценить, что может привнести Концепция в общую задачу по налоговому регулированию законодательных, судебных и контролирующих органов и какие результаты по силам этому документу.

Итак, суть Концепции заключается в попытке систематизировать волю налоговых органов в отношении выбора того или иного субъекта для проведения выездной налоговой проверки. Последняя, как известно, является основной и наиболее эффективной формой налогового контроля (п.

Социальный ролик \


1 ст. 82, ст. 89 НК РФ).

Разумеется, в тексте документа не обошлось без деклараций. Как же без них? В разделе 2 Концепции находим признание права налогоплательщика на самостоятельную оценку рисков и оценку преимуществ самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Далее указывается, что каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Предупредительный характер обнародования Концепции состоит в том, что налогоплательщик, осведомленный о тех критериях его деятельности, которые провоцируют проведение выездной проверки, постарается избежать таких показателей. Трактуя с сугубо прикладной точки зрения, налоговики объявляют некие правила игры, в которой налоговый орган начинает ловить при определенных формальных условиях, а предупрежденный налогоплательщик либо старается таких показателей избегать, либо не участвует в этой игре вовсе.

Заявляемая новизна Концепции состоит в том, что отныне сугубо внутренняя конфиденциальная процедура налоговых органов — планирование проверок — должна стать процессом открытым, оценить который может любой налогоплательщик, так как заявляется некий алгоритм отбора кандидатов на проведение проверки (Введение в Концепцию).

Однако данное заявление не лишено лукавства. Даже при большом желании обеспечить отрегулированность подхода к проведению проверок отбор кандидатов на проверку все равно базируется на всестороннем анализе всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников, т.е. полученной налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу, и информации, полученной в результате сотрудничества с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иной информации, в том числе общедоступной.

Кроме того, при осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: