Национальные особенности конкурентной разведки

Мария Пикалова Редактор, Москва На что вы готовы пойти ради ценной информации о планах ваших конкурентов? Большинство участников исследования «Конкурентная разведка – стратегия и тактика» не готово нарушить закон, но может поступиться нормами морали.

О том, кто, как и зачем в российских компаниях проводит конкурентную разведку, читайте в материале по результатам исследования.

В жесткой конкурентной среде выживают те, кому удается обогнать конкурентов. В борьбе побеждают компании, владеющие актуальной информацией и способные на быструю реакцию.

Как узнать о планах конкурентов? Провести конкурентную разведку.

В сентябре 2005 года E-xecutive и On Conference пригласили участников Сообщества принять участие в исследовании «Конкурентная разведка – стратегия и тактика». Цель исследования — выявление вопросов в области конкурентной разведки, представляющих наибольших интерес у представителей бизнес-сообщества.

Также в рамках исследования была предпринята попытка выяснить, какие подразделения осуществляют разведку, какие меры предпринимают компании для собственной защиты и т.д. E-xecutive представляет результаты.

Несмотря на то, что для мирового сообщества в целом и для России в частности понятие конкурентной разведки является относительно новым, в последние годы наблюдается постоянный рост интереса как к самой проблематике КР, так и к предлагаемым ею услугам.

В целом, российское бизнес-сообщество достаточно хорошо осведомлено о КР – чуть больше трети респондентов (36%) заявило, что они в полной мере представляют себе, что такое КР, примерно 54% опрошенных знают от КР в общих чертах. 5% имеют смутное представление о том, что такое КР, и еще 5% никогда о ней не слышали (данные представлены в Диаграмме 1).

Диаграмма 1. Знаете ли вы, что такое «конкурентная разведка?, %

Большинство участников исследования (54%) оценивает степень заинтересованности руководства своей компании в услугах КР как умеренную, для 21% руководителей эта потребность высока (данные представлены в Диаграмме 2). По мнению 12% респондентов, руководство их компаний абсолютно не заинтересовано в КР, 13% — затруднились с ответом.

Диаграмма 2. Как вы можете оценить степень заинтересованности руководства вашей компании в услугах конкурентной разведки?, %

В рамках исследования была предпринята попытка определить круг вопросов, связанных с КР, которые вызывают наибольший интерес. Данные, представленные в Диаграмме 3, свидетельствуют, что больше всего представителей бизнес-сообщества интересуют такие аспекты КР как аналитические методы обработки информации (66%), источники и технические средства поиска информации (43% и 41% соответственно).

Примечательно, что в наименьшей степени участников исследования волнуют теория и этические нормы КР (11% и 9% соответственно).

Диаграмма 3. Какие вопросы, связанные с КР, интересуют вас в наибольшей степени?, %

В большинстве компаний, представители которых приняли участие в исследовании, почетные обязанности «разведчиков» возложены на маркетологов и генеральное руководство. Иногда КР занимается также департамент сбыта.

8% опрошенных ответили, что компания не ведет КР, а специализированный отдел есть у 10% компаний.

Интересные результаты были получены при сопоставлении ответов на вопросы «Какое подразделение/департамент в наибольшей степени нуждается в защите собственной информации?» и «Какое подразделение/департамент в наибольшей степени нуждается в услугах конкурентной разведки (поиске и анализе информации)?». Так, значительная часть участников исследования (следует особо отметить, что более половины из них составляли топ-менеджеры компаний), вовсе не считает, что те отделы, для которых важно получение конкурентной информации, также нуждаются и в защите собственных данных.

Ломаченко — Линарес. Разве это конкурентный бой?


Большинство респондентов полагает, что в защите от любопытных конкурентов нуждается финансовый департамент. А заинтересован в КР больше всего департамент маркетинга.

То есть ситуация парадоксальна – тот департамент фирмы-конкурента, сведения которого, по мнению руководителя, представляют наибольшую ценность, в собственной компании вовсе не рассматривается как нуждающийся в защите.

В большинстве компаний, представители которых приняли участие в исследовании, для защиты используется строгое разграничение уровней доступа к информации, в соответствии со служебным положением сотрудников. Полностью доверяют своим сотрудникам 27% компаний, а такие методы как просмотр почты и прослушивание телефонных разговоров популярностью не пользуются.

Многие компании проводят различные мероприятия по повышению лояльности своих сотрудников. Среди них наиболее популярным является материальное стимулирование эффективной работы.

Далее за ними в порядке убывания следуют моральное поощрение эффективной работы, поддержание командного духа, определение и использование потенциала каждого сотрудника. Не заинтересовано в дополнительной мотивации сотрудников лишь 12% компаний.

В рамках исследования была предпринята попытка выяснить, какие методы КР в России считаются наиболее эффективными (данные представлены в Диаграмме 4). Большинство респондентов (51%) считает наиболее эффективными действия в рамках закона, но с пренебрежением к нормам морали.

19% уверены, что можно обойтись вполне легальными методами, 17% допускают предложение взятки или подкуп. Силой или обманом готовы действовать, к счастью, только 3% опрошенных.

Диаграмма 4. Какими методами, на ваш взгляд, в России наиболее эффективно получать необходимую информацию?, %

Данные, представленные в Диаграмме 5, свидетельствуют, что лишь 26% российских компаний, представители которых приняли участие в исследовании, всегда соблюдают этические нормы при ведении КР. 28% соблюдают их время от времени, 25% готовы нарушить этические нормы в зависимости от того, насколько ценной является информация.

Диаграмма 5. Соблюдают ли, на ваш взгляд, специалисты вашей компании этические нормы при проведении конкурентной разведки (получения необходимых сведений)?, %

Примечательно, что, признавая необходимость и значимость КР, большинство участников исследования (61%) считает, что вложения в нее не окупаются (данные представлены в Диаграмме 6). Возможно, это связано с тем, что в случае с КР не всегда очевидны показатели, на основании которых можно судить об эффективности.

Ответ «полностью окупаются» дали лишь 8% респондентов, «скорее окупаются» — 20%.

Диаграмма 6. Насколько, по вашему мнению, окупаются вложения в ведение конкурентной разведки (на примере вашей компании)?, %

Данные, представленные в последней диаграмме свидетельствуют, что для большинства российских компаний практические выгоды КР не очевидны. Особенно ярко данная тенденция ощущается в регионах, где руководство компаний прямо говорит о том, что «не может пощупать деньги, сэкономленные или полученные в результате КР».

Однако, несмотря на это, интерес к КР все равно велик, а основной проблемой является недостаток информации и понимания данного аспекта бизнеса.

Таким образом, подытоживая все изложенное выше, можно сделать следующие выводы:

  • Большинство участников исследования знает о КР в общих чертах, лишь 36% заявили, что в полной мере представляют себе, что это такое.
  • Большинство руководителей компаний, представители которых приняли участие в исследовании, оценивает заинтересованность в услугах КР как умеренную.
  • Больше всего участников исследования интересуют такие аспекты КР как аналитические методы обработки информации, источники и технические средства поиска информации.
  • В большинстве компаний, представители которых приняли участие в исследовании, КР занимаются руководство и маркетологи.
  • Большинство респондентов считает, что в защите от любопытных конкурентов нуждается финансовый департамент. А заинтересован в услугах КР больше всего департамент маркетинга. Интересный факт: значительная часть участников исследования вовсе не полагает, что те отделы, для которых важно получение конкурентной информации, также нуждаются и в защите собственных данных.
  • В большинстве компаний для защиты используется строгое разграничение уровней доступа к информации, в соответствии со служебным положением сотрудников. Многие компании проводят мероприятия по повышению уровня лояльности своих сотрудников. Среди них наиболее популярным является материальное стимулирование эффективной работы.
  • В качестве наиболее эффективных методов КР в России респонденты назвали действия в рамках закона, но с пренебрежением к нормам морали. 19% уверены, что можно обойтись вполне легальными методами, 17% допускают предложение взятки или подкуп. Лишь 26% российских компаний, представители которых приняли участие в исследовании, всегда соблюдают этические нормы при ведении КР.
  • Большинство участников исследования (61%) считает, что вложения в КР не окупаются. Данные свидетельствуют, что для большинства российских компаний практические выгоды КР не очевидны.

Полная аналитическая обработка результатов представлена на всероссийской конференции «Конкурентная разведка – стратегия и тактика», которая состоялась 25 октября 2005 года в Москве в гостинице Holiday Inn.

Материал подготовили Николай Молчанов, руководитель аналитического отдела компании On Conference, Мария Пикалова, E-xecutive

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: