Глазкова Анна финансовый директор холдинга ABAVA Group, вице-президент российского отделения IMA.
— Какие управленческие решения или проекты были приоритетны для бизнеса в последнее время?
— Один из наиболее интересных современных трендов – виртуальный офис и виртуальное администрирование бизнеса. Мы об этом задумывались, но в полной мере реализовали только недавно.
— Как вы все организовали?
— Во-первых, частично функции были выведены на аутсорсинг: бухгалтерия, кадровое делопроизводство и архивирование. Мы сэкономили 20% и избавились от макулатуры.
Во-вторых, перешли на проектное управление. Руководители проекта ведут заказ от начала до конца: с момента формулирования предложения заказчику и подписания контракта до момента подписания окончательного акта выполненных строительно-монтажных работ (КС-2, КС-3) или поставки оборудования.
Система мотивации настроена на выполнения проекта и его оплату в полном объеме. Благодаря заинтересованности руководителей проектов производство стало более ритмичным, и мы избавились от рекламаций.
Руководители проектов контролируют качество продукта, а менеджеры отвечают за величину дебиторской задолженности и за подготовку первичных документов. Бэк-офис выполняет поддерживающие административные функции: готовит тендерную документацию, ведет управленческую отчетность, занимается привлечением финансирования, логистикой и пр.
В-третьих, часть сотрудников мы перевели на удаленный офис с применением облачных технологий.
— Как сотрудники приняли такие изменения?
— Для них это стало дополнительной мотивацией, а для бизнеса оборачивается экономией на офисных затратах и перемещениях сотрудников. Сократились командировочные и транспортные расходы.
Мы смогли организовать работу конструкторов и архитекторов в облачном пространстве. К примеру, один конструктор может обслуживать несколько проектов. Как правило, требуется один выезд на объект, подготовка дизайн-решения и рабочий проект, согласованный с заказчиком.
GRANNY GRANNY IN VIRTUAL REALITY!!!) (VR GRANNY)
Проектные группы получили возможность проводить обсуждения и совещания, находясь в разных точках мира, где есть интернет, с планшетом в руках.
— В чем еще плюсы виртуального офиса?
— Плюсов предостаточно: производство работает ритмично, инженеры заинтересованы в быстром и качественном исполнении проекта, снизилось количество рекламаций, появилось время для разработки новых направлений. Думаю, что данные опции в купе позволили нам сэкономить 15-20%.
Избавляясь от рутинных операций и неэффективных бизнес-процессов, мы выиграли вдвойне: повысили скорость развития бизнеса и мотивацию сотрудников.
— Некоторые эксперты говорят о приближении кризиса и многие коллеги – финансисты с ними согласны. Вы готовитесь к возможным негативным последствиям?
— К кризису и его последствиям относимся философски: это неизбежно, но временно. Защитить бизнес от внешних факторов на 100% не удавалось никому. Прогнозы и пророки, как известно, не приветствуются, поскольку отвечать, в случае чего, бизнесу придется собственными активами.
В конце концов, небольшие колебания и кризисные явления иногда даже полезны: они тренируют мышцы, остроту зрения и делают бизнес более устойчивым к внешним потрясениям.
— Пересмотрели ли планы развития в связи с этим?
— План развития на среднесрочную перспективу пришлось пересмотреть кардинально, особенно в части инвестиций в производственную сферу. Мы отказались от всех проектов свыше 3 лет окупаемости в DCF-модели. Пытаемся изыскать дополнительные резервы.
Над себестоимостью продукции работаем постоянно и не собираемся снижать темп. Непрерывное улучшение и отказ от избыточных функций давно стали идеологией бизнеса.
Благодаря концентрации на сервисном обслуживании клиентов удалось повысить профессиональный имидж компании и получить долгосрочный партнерский статус.
— Какой стратегии придерживаетесь в области привлечения внешнего финансирования?
— С одной стороны, мы обеспокоены тем, что банки в одностороннем порядке пересматривают ставки по действующим кредитным соглашениям в сторону увеличения и запрашивают дополнительные залоги по обеспечению обязательств. С другой стороны, это прибавляет должной осмотрительности при привлечении заемных ресурсов.
Стратегия штанги (по Нассиму Талебу) или классическая формула эффекта рычага, финансового левериджа: бизнес должен использовать заемные средства, однако большое их количество приносит неоправданный риск.