Посвящение пионерам: как и зачем проходили российские ipo

Федор Богдановский Редактор, Москва В 2005 году российские компании провели IPO на рекордную сумму – $5 млрд. Успехи и неудачи тех, кто прошел через горнило публичного размещения, оценивают авторы обзора «Пионеры российского IPO», подготовленного The PBN Company с простой целью: снабдить компании и потенциальных инвесторов информацией об опыте их предшественников.

2005 стал «годом русских IPO» на западных биржах, и постепенно вырисовались определенные закономерности первичных размещений российских эмитентов. Эти данные и обобщила работа, о которой мы хотели бы рассказать. «Пионеры российского IPO» (“Russia’s IPO pioneers”, pdf, 3 Мб) – это аналитический обзор 23 первичных размещений, проведенных российскими компаниями, дополненный характеристиками бирж, где эти размещения проходили, от РТС до NASDAQ.

Целью такого обзора его создатель, консалтинговая компания PBN, называет «описание первой волны размещений российских компаний». Оценивая успехи и неудачи тех, кто уже прошел через горнило публичного размещения, авторы стремятся снабдить и компании, и потенциальных инвесторов одним полезным инструментом: информацией об опыте их предшественников.

Учитывая, что в 2006 году, по прогнозам, российские эмитенты проведут IPO на вдвое большую сумму, чем в 2005 г. (а в 2005 г. она составила рекордные $5 млрд), такой опыт окажется очень востребованным.

В предисловии к англоязычному обзору рывок российских эмитентов на международные рынки воспринимается не без удивления: «Кто бы мог подумать всего два года назад, что имена «Система» и «ЕвразХолдинг» станут привычными в международных инвестиционных кругах? Или «Пятерочка», если, конечно, кто-то способен это выговорить».

С другой стороны, стремление многих российских компаний «выйти на IPO» признается обоснованным. На фоне стагнации развитых рынков западные инвесторы охотно инвестировали в более доходные бумаги российских компаний.

Посвящение В Коммунисты! (OctoDad) №2


Экономический рост, политическая стабильность и совершенствование корпоративного управления в России придали инвесторам дополнительную решимость. Впрочем, как отмечается в исследовании, многие российские эмитенты проводят IPO не столько ради денег, сколько ради совсем иных вещей.

Во-первых, успешное IPO (особенно на западных биржах) – это некий знак качества, положительная оценка менеджмента компании, ее прозрачности, репутации и т.д. Во-вторых, действует сугубо российский фактор: привлекая западных акционеров, компании надеются заручиться их политической поддержкой у себя дома.

Кроме того, сами западные инвесторы хотят диверсифицировать свои российские вложения, уходя из политически рискованных ресурсных активов в более динамичные компании потребительского сектора. Именно это обстоятельство, говорится в отчете, обеспечило громкий успех лондонского IPO АФК «Система», который стал сигналом к действию для многих других российских компаний, ориентированных на потребительский рынок, от интернет-бизнесов до производителей продуктов питания.

Поскольку PBN опубликовала полный текст обзора, его подробное изложение будет излишним. Тем более что большую часть работы составляют конкретные данные о том, как размещались и продавались отечественные первопроходцы IPO: объемы выпуска, цена размещения и показатели спроса, характеристика эмитента, динамика стоимости его акций и т.д.

Ценность обзора не только в систематизации большого объема информации, начиная с 1996 года (первое российское IPO, проведенное «ВымпелКомом») и заканчивая декабрем 2005 года, но и в том, что отчет написан явно с ориентацией на инвесторов и построен на данных, интересующих именно их (и, соответственно, публикуемых согласно законам о раскрытии информации). Это и показатели доходности от вложений в акции тех или иных российских эмитентов, и данные о собственниках компаний, и координаты директоров по связям с инвесторами.

Наконец, здесь же представлен перечень российских компаний, планирующих IPO в течение ближайших 3 лет, с указанием предполагаемых сумм, которые будут ими привлечены.

Правда, авторы исследования склонны давать на будущее довольно сдержанные прогнозы. «Несмотря на большой интерес инвесторов к российским ценным бумагам, высокий спрос не может быть вечным, — говорит вице-президент The PBN Company Том Блэквелл. — В будущем российские эмитенты не смогут достичь того уровня цены за акцию, который удалось получить их предшественникам. В начале года выбор игроков потребительского рынка был ограничен, поэтому инвесторы были готовы платить за перспективы роста в этой сфере.

Теперь они более разборчивы. Компании будут вынуждены снизить свои ожидания по цене размещения, чтобы сделать свои предложения более привлекательными и убедительными для инвесторов».

Федор Богдановский, E-xecutive

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: