Принцип «вытянутой руки»

С 1 января 2012 года вступает в силу закон о трансфертном ценообразовании.

Arm’s length principle, или “принцип вытянутой руки” – так называют совокупность правил, применяемых законодательством некоторых стран, а также некоторыми международными договорами, к налогообложению связанных между собой компаний. Такие компании могут устанавливать в коммерческих отношениях между собой контрактные цены или величину иных выплат в сумме отличной от рыночной.

Целью при этом обычно является снижение налоговых выплат. Согласно принципу «вытянутой руки», для целей налогообложения величина цен (выплат) пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы.

С начала будущего года применение такого принципа ждет и российские организации.

Разработка, обсуждение и принятие этого закона прошли довольно тихо – в отличие от закона о национальной платежной системе, или о защите персональных данных, или скажем, о полиции.

Может быть, это объясняется тем, что словосочетание “трансфертное ценообразование” не вызывает у подавляющего большинства сограждан (к коему отношу и себя) не то что отрицательных, а вообще никаких эмоций и ассоциаций. Или тем, что банкиры привыкли пренебрежительно относиться к статье 40 Налогового кодекса – применить ее к процентным доходам налоргам всегда было затруднительно.

Или просто всем было не до этого – в июле ждали дефолт США, а в августе, по обыкновению – еще чего-нибудь плохого…

Как бы то ни было, Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» опубликован 22 июля в «Российской газете» и вступает в силу с 1 января 2012 года.

Если в двух словах, то, помимо старой доброй статьи 40 НК РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», теперь для указанных целей в первую часть Налогового кодекса вводится новый раздел V.1, состоящий из шести глав.

Главная цель нововведения – исключить применение популярных методов “оптимизации налогообложения”, основанных на “договорных” ценах и различных налоговых режимах, включая оффшоры.

Как отметил в интервью газете “Экономика и жизнь” замминистра финансов Российской Федерации Сергей Шаталов, новый закон “не характерен для российского налогового законодательства, хотя элементы такого подхода уже присутствуют в Налоговом кодексе, особенно в части налогообложения прибыли”. Основное принципиальное отличие от существующих “принципов делового оборота” в сфере налогообложения заключается в том, что при определении цен существенно возрастает роль профессионального суждения как налогоплательщиков, так и налоговых органов.

Принцип \


Уж кому-кому, а банковским работникам профессиональное суждение и его роль знакомы не понаслышке… Страшно представить, что начнется в налоговом учете, если распространить на него подходы к формированию резервов на возможные потери, практикуемые Банком России.

Интересно, что контроль за трансфертным ценообразованием выведен за рамки полномочий территориальных налоговых органов. Для этих целей создается специальная структура в центральном аппарате ФНС России – Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества.

Что же касается банковского сообщества, то самым животрепещущим для него сейчас является вопрос, распространяются ли контроль и регулирование трансфертного ценообразования на кредитные операции и сделки с иностранной валютой. Прямого ответа на этот вопрос новый раздел НК не дает, а логические аргументы имеются как “за”, так и “против”.

Взаимоотношения со статьей 40 у банков складывались более или менее благополучно. Поначалу налоговые органы пытались заставить их платить налог на прибыль с “недополученных доходов” по кредитным договорам, если процентная ставка казалась им слишкой низкой, но после выхода Постановления Президиума ВАС от 3 августа 2004 года № 3009/04 такие попытки практически прекратились.

Как было указано в Постановлении, в соответствии с пунктом 5 статьи 38 Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Взаимоотношения по договору займа таких признаков не имеют.

А значит, и положения статьи 40, регулирующие цены на товары, работы и услуги, кредитных отношений не касаются.

В новом разделе Налогового кодекса речь тоже вроде бы идет о ценах на товары, работы и услуги. Да и методы определения доходов для целей налогообложения, предусмотренные законом 227-ФЗ, явно не рассчитаны на кредитные операции и покупку-продажу иностранной валюты.

Однако и прямого указания на исключение таких операций из сферы действия нового раздела нет.

Кроме того, по словам господина Шаталова, принятый закон в первую очередь распространяется на сделки с товарами, работами и услугами, но под его действие попадают “практически все иные сделки”.

Слова, конечно, к делу не пришьешь, и пока в законе нет четких формулировок на этот счет, надежда избежать контроля цен по кредитным и валютным операциям у банкиров еще остается.

С другой стороны, как сказал замминистра в том же интервью, “есть джентльменская договорённость с Государственной Думой, что после дополнительной проработки осенью мы вернёмся к этому вопросу и, возможно, внесём необходимые уточнения”.

Если так, то и мы непременно вернемся к этому вопросу. И внесем необходимые уточнения.

Хорошо бы, конечно, не откладывать “внесение уточнений” надолго – ибо банкам еще придется вносить изменения в Учетную политику для целей налогообложения и налоговые регистры, если возникнет такая необходимость. Впрочем, проверить действующий порядок налогового учета на его соответствие новым правилам можно уже сейчас.

А пока всех, кого это касается или просто интересует, приглашаем к обсуждению закона № 227-ФЗ на Форуме Bankir.Ru.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: