Вслед за такими гигантами отечественного бизнеса, как “Аэрофлот”, “Альфа-Банк”, “Почта России”, “Билайн”, “ВТБ”, “МТС”, “Тройка Диалог” и “Яндекс”, ребрендингом занялись многие сотни и даже тысячи российских фирм и “фирмочек”.
Все меняют свои фирменные логотипы, уставные наименования, вывески и спешно стремятся “на новый уровень”. Больше походит на сумасшествие, нежели на увлечение модными тенденциями.
Хотя, как широко известно, с ума вместе не сходят – исключительно поодиночке и исключительно с серьезными последствиями для психического и общего самочувствия в дальнейшем. Впрочем, и в случае ребрендинга (особенно в нашей стране) без последствий не обходится.
Правда, последствий уже финансового и административного плана.
При этом стоит отметить, что в нашей стране по большому счету и ребрендить — то, собственно, особо нечего. Как бы это не показалось кому-то варварским и диким, но всякий ребрендинг, если следовать логике отцов-основателей маркетинговой отрасли под звучным названием “ребрендинг” (к числу которых без зазрения совести можно отнести Чарльза Вонсена, Эвана Рота и Брайана Сэрандота), осуществляется непосредственно в отношении брендов.
Именно брендов, а отнюдь не учредительных наименований и фирменных названий, зарегистрированных Зинаидой Петровной в управлении налоговой инспекции города Брянска. В свою очередь, любой бренд есть результат многолетней и упорной конкурентной борьбы на рынке подобных товаров или услуг.
Бренды создаются в течение долгих десятилетий, а в некоторых случаях и целых столетий.
Собчак о коррупции и госкорпорациях в нашей стране
Компания может пребывать на рынке сколько угодно долго, и так и не сформировать собственного бренда. Соответственно, для того, чтобы на свой страх и риск решиться на кардинальную смену уже устоявшегося и приобретшего некоторую известность в среде потребителей и партнеров по бизнесу делового образа, у компании должны иметься особо веские основания.
Можно сказать, что компаний, действительно имеющих собственный бренд считанные единицы. И эти самые единицы лучше откажутся от пятидесяти процентов своей прибыли, нежели решатся поменять надежную и проверенную временем курицу, несущую золотые яйца, на неизвестно что.
Опыт McDonald’s, Coca-Cola, Mitsubishi и Apple это наглядно демонстрирует. С точки зрения западных специалистов по Public Relations, какие-либо серьёзные перемены в устоявшемся образе могут быть оправданы исключительно объективными обстоятельствами, такими, как слияние компаний – носителей бренда, смена собственника адаптация на новом рынке и так далее.
Например, такой бренд как LG появился в результате слияния компаний Lucy Star и Gold Star.
Эксперты по пиару в качестве первоочередных целей ребрендинга называют смену негативного с точки зрения потребителя имиджа фирмы, упразднение исторически устаревших и изживших себя рекламных образов, качественное улучшение фирменного стиля компании, повышение ее респектабельности и уровня привлекательности со стороны населения. На деле чаще всего любой ребрендинг (причем не только, и даже не столько в России) оказывается лишним информационным поводом для прессы и прочих масс-медиа (в случае с МТС).
При этом, как правило, ребрендингу предшествует детальное изучение мнения целевой аудитории бренда, то есть конечных потребителей товара (работы, услуги), производимого компанией. Но не в этом суть.
В нашей стране все и того проще.
Разумеется, “оправданный” с экономической и маркетинговой точек зрения ребрендинг существует и в России. Правда, только в единичных случаях.
Кто бы там, что ни говорил, но ярчайшим примером наиболее удачного ребрендинга в России по праву можно считать ребрендинг оператора мобильной связи МТС. Сама акция, бесспорно, удалась на славу.
Говорят, что рост доходов оператора МТС по сравнению с предыдущими месяцами наметился уже на самых ранних этапах проведения ребрендинга. Одной из наиболее правдоподобных версий такого роста является мнение о том, что абоненты стали дольше разговаривать друг с другом, обсуждая новый имидж компании.
Но в случае с МТС все более или менее ясно.