Жесткая посадка

Лето 2014 года запомнится серией громких банкротств туристических компаний. Однако эксперты считают, что унывать не стоит.

Кризис пойдет рынку на пользу: возникнут новые форматы и откроются новые возможности для бизнеса.

По мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, этот год оказался самым кошмарным для туристической отрасли России — даже в сравнении с кризисным 2009?м. «По разным оценкам и прогнозам, — говорит она, — по итогам 2014?го нас ждет снижение спроса на туруслуги на 30–50 процентов». Рынок залихорадило еще зимой, а в самый разгар сезона начались банкротства туроператоров, причем в список потерь попали и компании из Топ-20.

Череду громких банкротств открыла турфирма «Нева», одна из старейших в России (24 года на рынке). Когда компания объявила в середине июля о приостановке деятельности, за рубежом находилось около 6,5 тыс. ее клиентов, а еще примерно 17 тыс. туристов частично или полностью оплатили путевки вплоть до конца года.

На протяжении всего нескольких недель за ней последовали другие ветераны туррынка — «Роза ветров Мир», «Экспо-Тур», «Нордик Стар» и «ИнтАэр». Скандально закончила свое существование питерская фирма «Ветер странствий»: ее генеральный директор Любовь Агафонова сбежала вместе с семьей за границу.

Но больше всего туристов пострадало от августовского краха «Лабиринта». По данным Российского союза туриндустрии, на момент прекращения его деятельности около 25 тыс. туристов компании уже находились на отдыхе, еще около 40 тыс. оплатили путевки.

Эксперты отрасли затрудняются назвать точную сумму урона, который нанесла эта серия банкротств. Но примерное число пострадавших туристов оценивалось на конец августа в 80–90 тыс. человек: это и те, кто был вынужден отдых прервать, и те, кто еще не отправился в путешествие.

Правда, степень страданий у всех разная. Ведь кого-то поставили перед фактом, что предстоящая поездка отменяется, но затраты будут компенсированы страховой компанией, а кого-то выселили из отеля или отказали в обратном перелете.

Ту-22М3 — очень жесткая посадка


«К сожалению, это еще не конец кошмара: рынок ожидают и дальнейшие банкротства, в том числе заметных игроков», — делает неутешительный прогноз Ирина Тюрина. Ничего удивительного: туристы, напуганные массовыми банкротствами операторов, воздерживаются сейчас от рискованных трат, тем паче когда речь заходит о более отдаленной перспективе; мало ли что случится с турфирмой за это время?

Туроператоры уже почувствовали это по сокращению количества ранних бронирований по своим осенним и зимним программам. По разным оценкам, на фоне последних событий падение ранних продаж доходит до 50% по сравнению с показателями прошлого года.

А ранние бронирования приносят столь важную для оператора «кредиторку», которая позволяет производить текущие выплаты поставщикам услуг (отелям и авиакомпаниям).

При уменьшении глубины продаж турфирмы попадают в очень неприятную ситуацию кассового разрыва. «Нынешний туроператорский бизнес — это, по сути, «пирамида», — объясняет Валентин Домбровский, сооснователь и руководитель нескольких тревел-стартапов (Excursiopedia, Travelatus и др.). — Одни туристы едут в отпуск сегодня за счет других, которые заплатили за путешествие на завтра. Накопление долга, которое возникает при недостатке новых туристов, желающих купить тур на завтра, и приводит к проблемам».

Причины банкротств кроются в фундаментальных проблемах, которые отчетливо проявились на рынке туризма в последние несколько лет. По мнению директора по маркетингу и продажам TUI Russia Ивора Вукелика, их две.

Первая связана с избытком предложения на российском туристическом рынке: слишком много туроператоров, турагентств, чартерной авиаперевозки, и это абсолютно не соответствует реальной емкости рынка. «До настоящего момента, — говорит Вукелик, — с этим удавалось жить, потому что рынок показывал значительный рост с каждым годом. Но любой бизнес должен строиться на прибыли, а не на обороте.

Сейчас же есть ряд туроператоров, которые работают не на прибыли, а на обороте: их цель — продать кресла в самолете, продать отели «на гарантии» и пустить деньги в оборот для финансирования своей операционной деятельности. Для этого они жестко демпингуют, и этому тренду вынуждены следовать все игроки, даже те, у которых изначально был правильный подход к бизнесу».

По мнению эксперта, демпинг — это показатель агрессивной стратегии, которую выбирали некоторые туроператоры для того, чтобы быстро занять долю рынка. В результате на туристическом рынке ключевым критерием принятия решения о покупке становится цена, а не сам турпродукт. «Однако в конечном итоге такая стратегия является провальной, и сегодня мы видим этому подтверждение», — заявляет представитель TUI Russia.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: