Резервы и коррупция

Банк России готовит очередные изменения в план счетов и правила ведения бухгалтерского учета.

Морж ничего не сказал ни о башмаках, ни о кораблях, ни о сургучных печатях, ни о королях, ни о капусте. Вместе него сделал это О. Генри. Он так и озаглавил эту книгу — Короли и капуста, и принял все меры к тому, чтобы выполнить обещания Моржа.

В ней есть глава Корабли есть глава Башмаки в ней уже во второй главе, фигурирует сургуч, и если чего в ней нет, так только королей и капусты. Корней Чуковский.

Что-то давно мы не говорили о резервах на возможные потери. А ведь какие богатые темы для обсуждения рождались на этой почве в прежние времена! Тут вам и сражения с Минфином за признание расходов по формированию резервов по портфелям однородных ссуд; и новые категории качества по портфелям; и разнообразные рекомендательные письма Департамента банковского регулирования; и многострадальный малый и средний бизнес…

И вот когда, казалось бы, все спорные вопросы по резервам уже разрешились, и даже льготный порядок определения качества обслуживания долга, выполнив свое антикризисное предназначение, постепенно уходит в прошлое, у нас появился очередной повод обсудить резервы. На прошлой неделе Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» был размещен на сайте ЦБ РФ.

Судя по Проекту, в бухгалтерском учете банков с 1 января 2011 года появится новый объект учета – условные обязательства некредитного характера, а также резервы по ним.

Учитываться эти эфемерные обязательства будут на пассивном внебалансовом счете № 91318 с соответствующим названием.

В состав условных обязательств некредитного характера войдут, в частности, условные обязательства, вытекающие из:

— незавершенных на отчетную дату досудебных и судебных разбирательств, в которых банк выступает ответчиком;

— структурных изменений кредитной организации (продажи или прекращения какого-либо вида деятельности, закрытия подразделений или их перемещения в другой географический регион);

— неразрешенных разногласий с налоговыми органами по платежам в бюджет;

— неразрешенных разногласий с другими контрагентами по уплате неустойки (пени, штрафов);

Мужик реально без страха! СКАНДАЛЬНОЕ выступление Грудинина о Путине и коррупции в России


— иных подобных условных обязательств.

Резервы по условным обязательствам некредитного характера планируется отражать на пассивном балансовом счете № 61501 «Резервы по условным обязательствам некредитного характера». А это, между прочим, большая честь – ведь все прочие резервы в плане счетов именуются просто «резервами на возможные потери», без указания на объекты резервирования.

Соответствующие изменения вносятся в раздел «Характеристика счетов», в отчет о прибылях и убытках (добавляются специальные символы доходов и расходов по формированию новых резервов) и баланс банка.

На самом деле резервы по условным обязательствам некредитного характера для банков новшеством не станут. Глава 6 Положения Банка России от 20 марта 2006 года № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» определяет расчетную базу «резерва под прочие потери» как «возможные дополнительные расходы», обусловленные определенными факторами (обстоятельствами).

Состав этих факторов, хотя и отчасти, но все же пересекается с перечнем условных обязательств некредитного характера, а строка «иные факторы (обстоятельства) позволяет предположить, что «условные обязательства некредитного характера» — это те же «возможные дополнительные расходы», только в профиль.

Весь цимес в том, что до сих пор никакие «возможные дополнительные расходы» в бухгалтерском учете банков не отражались. В отличие от резервов по ним.

Теперь, видимо, ближе к концу года нужно ждать изменений в различные нормативные акты Банка России, связанные с формированием резервов на возможные потери, составлением отчетности, расчетом капитала и нормативов, открытой валютной позицией. Уже сейчас можно начинать вносить изменения в Учетную политику, Рабочий план счетов и прочие внутрибанковские документы.

Плюс Положение о новом виде условных обязательств не забудьте – порядок определения их величины, распределение функций и ответственности, документооборот, контроль за определением расчетной базы, за формированием и своевременной корректировкой резервов… весело!

В принципе, как методолог я могу только поприветствовать нововведения, направленные на упорядочение бухгалтерского учета. Довольно странно было создавать на балансе, за счет реальных расходов, резервы под объекты, которые даже в бухгалтерском учете не отражались.

Да и мало кто из банков баловался такими изысками, честно говоря.

Жаль только, что с мечтой об отмене резервов под прочие потери теперь можно окончательно попрощаться.

Теперь все встанет на свои места: вот условное обязательство, а вот по нему резерв. Хочешь – не хочешь, учитывать придется.

…А причем здесь, спросите, коррупциогенность? Да в общем, действительно, не причем.

Просто Проект, о котором идет речь, размещен на сайте регулятора на предмет экспертизы в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. По этому поводу с чистой совестью выношу свое экспертное заключение: нет, дамы и господа, никаких новых условий для проявления коррупции условные обязательства некредитного характера не создадут.

Разнообразные манипуляции с резервами и без них давно и успешно практикуются как банками, так и контролирующими органами.

Так, добавят банкам еще немного хлопот и лишних расходов. Некредитного характера.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: