Резервы: на пути к совершенству

В трудные времена самое главное для руководителя – поддерживать во вверенных ему массах оптимизм, бодрость духа и трудовой энтузиазм.

Обещание — не завещание: юридической силы не имеет. Автор неизвестен. В трудные времена самое главное для руководителя — поддерживать во вверенных ему массах оптимизм, бодрость духа и трудовой энтузиазм.

Не исключено, что именно этого принципа придерживался наш регулятор, принимая решения о либерализации требований к созданию банками резервов на возможные потери в конце прошлого года. Про упрощение процедуры оценки качества обслуживания долга (кажется, я только что побила собственный рекорд по количеству последовательно расположенных существительных в родительном падеже) мы уже говорили.

Указания № 2155-У, правда, пока так и не дождались, но зато подоспели другие новости, касающиеся резервов.  В одном из последних писем Банк России с поистине царской щедростью пообещал кредитным организациям: — посодействовать в крестовом походе на Минфин с целью признания расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, расходов по формированию резервов на возможные потери по балансовым активам и условным обязательствам кредитного характера, которые создаются в соответствии с Положением № 283-П от 20 марта 2006 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»; — реализовать ряд мероприятий, направленных на упрощение процедуры кредитования субъектов малого и среднего бизнеса — в том числе разрешить оценивать ссуды, предоставленные таким субъектам, резервы по которым формируются на портфельной основе, в соответствии с требованиями, предусмотренными Указанием Банка России от 12.12.2006 г. № 1759-У «О внесении изменений в Положение Банка России № 254-П» в отношении объединенных в портфели ссуд, предоставленных физическим лицам.

Оба пункта всецело поддерживаю — давно пора было это сделать! Но при этом, как водится, есть вопросы.

Анастасия Григорьева. «Леди Совершенство» — Слепые прослушивания — Голос.Дети — Сезон 5


И пожелания. По первому: почему речь идет только о балансовых активах и условных обязательствах? А как же срочные сделки и прочие потери? Давайте их тоже легализуем с точки зрения налогообложения.

А еще лучше — давайте вообще исключим их из состава элементов расчетной базы по РВП. Все равно толку от них никакого, а лишней работы много.

Тем более, что в Международных стандартах финансовой отчетности аналогов таким резервам, насколько мне известно, не наблюдается — это какая-то наша доморощенная инициатива.  По второму пункту: просто замечательно, если портфели однородных ссуд субъектов малого бизнеса будут формироваться только исходя из количества дней просрочки, без проверки на наличие индивидуальных признаков обесценения, убивающей напрочь идею портфельного резервирования.

Но для логического завершения такой же подход следовало бы применить и к портфелям однородных требований и условных обязательств кредитного характера, которые формируются, в том числе, и по юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего бизнеса. Да-да, речь идет о комиссиях за расчетно-кассовое обслуживания, которые мы теперь вынуждены отражать на счетах требований по методу начисления.

И не только отражать, но создавать по ним резервы на возможные потери, да еще и классифицировать их на индивидуальной основе при наличии признаков обесценения (той же просрочки, например, или отсутствия финансовой отчетности — этот момент актуален для подавляющего большинства клиентов). По секрету сказать, многие банки все-таки формируют портфели требований по РКО, несмотря на отсутствие возможности произвести оценку финансового положения клиента в том объеме, в каком это требует Положение № 254-П.

Некоторые (для очистки совести, видимо) создают по ним немаленькие резервы (нет отчетности — 21% минимум). Потому что трудно себе представить более нудную, трудозатратную и при этом совершенно бесполезную работу (Данаиды со своими бездонными бочками не в счет), чем формирование индивидуальных резервов на копеечные суммы требований по РКО, которые в большинстве своем будут погашены через несколько дней.

Хотя нет, насчет более нудной и трудозатратной — я, наверное, погорячилась. Есть еще у банков такая функция, как контроль соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

Но об этом — в следующий раз. Относительно же приведенных выше обещаний хотелось бы надеяться хотя бы на то, что рано или поздно они из области обещаний перейдут в нормативные акты.

А это, как показывает практика, происходит с обещаниями даже самых компетентных, уважаемых и могущественных органов регулирования далеко не всегда.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: