Секреты эффективного совещания

Виктория Хотян Менеджер, Москва Как часто вы проводите совещания и планерки в вашей компании? Всегда ли вы довольны результатами?

Или слово «совещание» ассоциируется у вас со скукой и бесполезной тратой времени? Участник Cообщества Виктория Хотян делится с E-xecutive инструментами и алгоритмом успешного совещания.

Виктория Хотян

Для Вас совещание – это:

а) формальность и трата времени;

б) критика и каторга;

в) повод подраться и раздуть конфликт;

г) повод показаться и покрасоваться;

д) место для решения проблем, определения плана действий и т.д.

Для меня было истинным открытием то, что для большинства компаний ответ «д» просто не существует! Есть компании, в которых абсолютно отсутствует культура организации, проведения совещаний и митингов (кстати, этот англоязычный термин уже очень прочно вошел в словарь бизнеса).

Причем, в головах большинства сотрудников совещание – нудный и никчемный процесс…

На самом деле совещание – это самый главный инструмент как для большой корпорации, так и для семейной фирмы. В этой статье я хочу поделиться своим опытом в решении двух задач:

1. Как построить систему совещаний?

2. Как сделать совещания результативными?

Определяемся: Что значит митинг?

Когда я говорю про создание системы митингов, я имею в виду совещания в очень широком смысле слова, которые в том или ином виде есть во всех компаниях:

— периодические глобальные совещания ( ежегодные конференции, ежеквартальные митинги);

— периодические оперативные собрания, (ежемесячные заседания, еженедельные встречи, ежедневные планерки);

— периодические незапланированные телеконференции или собрания, посвященные текущему проекту или обсуждению новых возможностей;

— незапланированные сессии или созваны, посвященные определенным проблемам или ситуациям.

Митинги могут быть внутренние (совещания в рамках отдела, кросс-функциональные или корпоративные) и внешние (например, конференции с партнерами).

Как правило, цель любого митинга – собрать людей, и информировать их о чем-то + обсудить проблемные моменты + (!) побудить делать что-то.

Определяемся: Что такое результативный митинг?

Чтобы решить задачу, надо поставить для нее условия. Побывав на нескольких действительно качественных митингах, для меня стало очевидно, что эффективность заключалась в нескольких факторах:

1. один лидер или ведущий;

2. грамотное планирование и подготовка;

3. заинтересованность участников и активная работа во время;

Секреты эффективных совещаний


4. зафиксированные результаты, выводы и план действий после;

5. выполнение намеченного после митинга.

В целом, организация митинга для меня стала синонимом реализации (!) мини-проекта, даже если речь идет о часовой планерке.

Решаем: Какие простые инструменты необходимо создать и внедрить?

1) Регламент совещаний (Meeting Governance)

Годовое расписание митингов, на которое сориентированы коммуникации в организации, которое предполагает подготовку отчетов и презентации.

В регламенте должны быть прописаны известные параметры и обязательно закреплена ответственность: частота, название, местоположение, участники, обсуждаемые вопросы, ответственность: кто составляет презентаций для митинга, кто пишет протокол и т. д.

2) Алгоритм подготовки и проведения митинга [Meeting scheme]

Потратьте один раз время, чтобы составить алгоритм по подготовке и проведению типовых митингов, и он будет служить шпаргалкой для контроля и учета всех необходимых шагов, в том числе в случае если это делегируется коллегам. Что надо решить, что выбрать вопрос для утверждения…и т.д.

3) Приглашения в календаре почтовой системы [Meeting invitation]

Это безусловная необходимость, однако, многие забывают о ней. Как результат, опоздания, забывания, плохая подготовка и другие организационные проблемы.

Участники должны видеть и учитывать при планировании все совещания в своем календаре.

4) Повестка/Программа совещания [Meeting agenda]

Программу надо составлять всегда, хотя бы в форме краткого списка вопросов и целей совещания.

Лучше сделать шаблон программы в Excel, чтобы удобнее было корректировать программу при изменениях длительности, времени или очередности выступлений.

5) Протоколсовещания [Minutes of meeting]

Фиксировать договоренности надо всегда, даже если все кажется с первого взгляда однозначно. Шаблон протокола тоже лучше сделать в Excel, что позволит фильтровать план действий по ответственным, также мониторить по датам.

6) Анкета обратной связи [Questionnaire]

Вопросники обязательно надо составлять при введении новых совещаний, новых форматов или участников совещаний. Результаты удобно собирать и анализировать в электронном виде.

Есть сайты как monkeysurvey, где можно бесплатно и очень быстро составлять и использовать простые и понятные анкеты.

В целом, использование инструментов может стать достаточным для того, чтобы проведение совещаний в компании стало эффективным и действенным процессом. Однако существуют некоторые моменты, которые могут омрачить этот процесс.

Какие существуют типовые проблемы и варианты их решения?

Оказавшись на нескольких неудачных, даже конфликтных митингах, не приводящих ни к каким действиям участников, было несложно составить список основных ошибок или ключевых рисков в планировании и организации таких мероприятий.

А организовав несколько удачных митингов с информирующими и мотивирующими выступлениями, конструктивными обсуждениями и действенными планами, удалось разработать решения и инструменты для уменьшения рисков и предупреждения этих ошибок.

Эта таблица является кратким обзором основных решений, шпаргалкой для ведущих совещаний, включает некоторые известные практики и инструменты, использующиеся при проведении совещаний, презентаций, тренингов и на переговорах.

С первого взгляда все решения могут казаться простыми, однако практика подсказывает, что и половины этих простых рекомендаций не выполняются даже матерыми руководителями и ведущими митингов.

Чтобы минимизировать расходы на совещания с региональными сотрудниками, можно использовать недорогие Вебинары.

Система митингов должна быть в каждой компании и каждом отделе, а коммуникации в них должны приводить к результатам!

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: