Слагаемые адресного подхода к аудитории

Одним из важнейших слагаемых ораторского мастерства является всестороннее знание аудитории. Для этого необходимо, прежде всего, учитывать:

1. Общее число слушателей и их расположение в помещении. Если зал не заполнен, попросите присутствующих подсесть поближе к вам.

Это не только облегчит работу ваших голосовых связок (если нет микрофона), но и создаст атмосферу доверительности, близости между оратором и аудиторией.

2. Социальный состав аудитории с выделением ключевых групп, т.е. тех, для кого в первую очередь вы собираетесь говорить. Определите социальные и связанные с ними речевые роли слушателей по отношению к вам. Если аудитория в этом отношении сильно различается, следует в выборе речевой стратегии пойти по одному из двух принципиально возможных путей:

  • Проявить адресный подход к каждой из групп, выделив соответствующее место из общего речевого массива так, чтобы каждая группа восприняла данный раздел как смысловой стержень, смысловое ядро речи, а все остальное — как смысловой фон. При работе с разноплановой аудиторией это правило должно соблюдаться особенно строго, так как чрезмерно увлечение одной из групповых тем вызывает у других групп ощущение, что о них просто забыли.
  • Сделать упор на общие интересы разных групп, дав понять, что вы видите разницу в речевых ожиданиях разных групп. Возможен и другой алгоритм: начав с изложения общих истин, перейти к значению данной темы для отдельных групп, представленных в данной аудитории, т.е. прибегнуть к методу адресной дедукции.

Особый разряд адресных групп составляют группы внимания, выделяемые по их заинтересованности в слушании данной речи. Обычно с первых минут, а то и секунд выступления без особого труда удается различить:

  • добросовестных слушателей, обычно сидящих на первых рядах (при свободном рассаживании) и активно впитывающих речевую информацию;
  • колеблющихся слушателей с неустойчивым вниманием, интересующихся лишь случайной частью информации;
  • пассивных слушателей: скучающих, дремлющих, а подчас и дезорганизаторов, не только не стремящихся слушать, но и мешающих оратору и заинтересованной аудитории.

3. Распределение слушателей по полу и возрасту. Некоторые вопросы с мужчинами и женщинами лучше обсуждать порознь. Нужно помнить, что у детей особый, в значительной мере иррациональный взгляд на мир, а также их легкую утомляемость и неустойчивость внимания.

Видеоурок по математике \


4. Причина сбора людей и план их дальнейших действий в связи с вашим выступлением. Слушатели всегда чего-то ожидают от оратора, а он — от них.

Как у оратора, так и у слушателей (у каждой из адресных групп) имеется своя речевая цель, и выступление должно строиться на пересечении этих речевых целей. Давайте людям то, что они от вас ждут.

Если же вы собираетесь преподнести им нечто для них новое, то сумейте в ходе выступления пробудить у них интерес к данной теме. Важно также знать, добровольно пришли ваши слушатели или нет.

Если нет, то максимально экономьте время, отбирайте из вашей речи только самое главное и максимально щадите самолюбие слушателей. Проявите подчеркнутое внимание и дружелюбие, а при первых признаках нетерпения завершайте речь.

5. Возможные вопросы со стороны слушателей. Чем вы готовы поступиться в случае активного оспаривания ваших утверждений и в чем намерены стоять до конца?

Чем преимущественно собираетесь убеждать слушателей: фактами, логикой, эмоциями или ссылками на авторитеты в данной области? Нужна вашим адресатам информация как таковая или же моральная поддержка, укрепление чувства групповой сплоченности?

Здесь, помимо знания основных интересов аудитории, необходимо учитывать психологическую атмосферу, следить за ее изменениями и быть готовым к любому повороту событий, но не показывать при этом своей напряженности.

В любом случае в убеждающей речи надо иметь в виду следующее:

  • Невозможно понравиться всем сразу. Старайтесь говорить так, чтобы ваши потенциальные союзники (ключевая адресная группа) стали союзниками реальными, а те, с кем вам заведомо не найти общего языка, оставались по возможности нейтральными.
  • Найдите общие моменты в интересах слушателей, образующих различные группы, и сумейте полноценно развить их, особенно если вы ставите своей задачей духовно объединить аудиторию.
  • Никого не поучайте. Люди не любят назиданий; они скорее ждут доброго совета, подсказки, особенно действенной на фоне понимания и сочувствия. Если вы критикуете поступки какого-либо лица, объединения или социальной группы, то, объективно обрисовав негативные последствия этих действий, выдвиньте в возможно более корректной форме вашу альтернативу: «Думается, в данном случае лучше было бы поступить следующим образом…», «Возможно, здесь имело бы смысл…», «Здесь нам видится такой путь решения…» и т.п.
  • Даже в самой ожесточенной полемике старайтесь не задевать достоинства ваших оппонентов. Личные обиды запоминаются надолго. Вежливость, как и скромность, не столько украшает, сколько спасает. Окрики, ирония, сарказм в чей-то адрес способны настроить против вас не только того, в чей адрес они направлены, и его друзей и сторонников, но людей, расценивающих резкие выражения как признак низкой культуры. Вопреки распространенному мнению, эмоциональная сдержанность изложения не только не ослабляет его доказательности, а напротив, усиливает ее, особенно когда слушатель переходит от эмоциональной стадии оценки речи к рационально-логической.

Необходимо также четко представлять себе:

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: