Михаил Тришин Аналитик, Нижний Новгород Как себя чувствует российский франчайзинг в условиях, когда многие компании сворачивают и даже останавливают свой бизнес? Зачем инвестировать в эту область?
Чью франшизу покупать в кризис? Узнайте из статьи эксперта, участника Сообщества Михаила Тришина.
Михаил Тришин
Непростая ситуация в экономике большинства стран не могла не отразиться и на рынке франчайзинга. В этой заметке попробуем оценить, что поменялось и что еще будет изменяться в российском сегменте этого рынка.
В большинстве отраслей сегодня мы видим спад экономической активности, вызванный резким снижением покупательского спроса почти на все виды товаров и услуг, сократившимися возможностями финансирования и доступного кредитования и, как следствие, взаимными неплатежами контрагентов. Бизнесы и обычные, и франчайзинговые вынуждены реагировать на это различными способами.
Прежде всего, происходит сокращение текущих расходов и вводится режим экономии на всем, на чем только можно сэкономить. Так, сегодня мы видим повсеместное сокращение персонала и заработных плат.
В рознице это еще и снижение объемов вплоть до полного отказа от ставших привычными бесплатных услуг. Например, отказ от предоставления бесплатных пакетов в продуктовых гипермаркетах.
Крайняя мера такой экономии – частичное или полное «замораживание» бизнеса. Происходит это, например, в виде неполной рабочей недели и даже в полной остановке деятельности на неопределенный период.
Со стороны покупателей наблюдается изменение предпочтений в покупках: снижение частоты покупок и отказ от дорогих товаров и услуг в пользу более дешевых аналогов. В то же время, некоторые бизнесы, в том числе и франчайзинговые, смогли извлечь из этого пользу.
Например, McDonald’s увеличил свои обороты благодаря оттоку притоку посетителей, ранее посещавших иные рестораны и кафе.
Второе направление изменений политики предприятий – мероприятия по стимулированию спроса. Это всевозможные скидки и акции.
В розничных магазинах франчайзинговых сетей мы видим яркие плакаты о скидках невиданных прежде размеров. Нередко это цифры скидок в 50% и даже в 70%.
Особенно это заметно в сетях магазинов и бутиков одежды и обуви. К этим мерам можно отнести и попытки помощи покупателям в кредитовании.
Например, крупнейший автозавод ГАЗ совместно с одним из банков начал предлагать программу, по которой компенсирует часть процентной ставки кредита. А Правительство Нижегородской области выпустило специальное постановление о выплате покупателям до 50 тыс. руб. при обмене старого автомобиля любой марки на новый автомобиль ГАЗ.
Наиболее дальновидные собственники и руководители в качестве третьего направления вынужденных изменений серьезно пересматривают ассортимент товаров и услуг, «затачивая» его под текущую ситуацию. Тот же ГАЗ заявил о выпуске «Газели» с более дешевым двигателем.
Розничные магазины и оптовые компании начали предлагать специальные «антикризисные» варианты товаров и услуг.
Четвертым направлением, также пока еще взятым на вооружение немногими предприятиями, стали попытки улучшения и оптимизации маркетинга и системы продаж. Например, все большее количество собственников и руководителей стало, наконец, анализировать эффективность рекламы и отказываться от обычных решений в пользу экономичных «партизанских» методов.
Модная тенденция Фреска Трафарет для декора стен
На этом фоне происходят серьезные изменения и на рынке самих франшиз. Повсеместное снижение спроса на все виды товаров и услуг не осталось незамеченным потенциальными покупателями франшиз – инвесторами.
И если еще вчера покупка франшизы считалась одним из самых безопасных видов инвестиций, сегодня ситуация поменялась. Прибыльность многих действующих предприятий-франчайзи снижается.
Инвесторы видят это и реагируют снижением спроса уже и на сами франшизы. Количество инвесторов – потенциальных покупателей франшиз в ритейле (розничной торговле) снизилось в разы, при том, что в некоторых франчайзинговых сетях есть примеры закрытия уже действующих предприятий.
И хотя до закрытия компаний-франчайзеров, как в той же Америке, у нас пока не доходит, случаи приостановки деятельности компаниями-франчайзи есть. Понятно, что пока это, мягко говоря, не афишируется.
Например, если говорить о розничной торговле в сегменте одежды и обуви, то происходит вполне предсказуемое «вымывание» торговых точек средней ценовой категории. Остаются дешевые и дорогие товары.
Поток покупателей теперь делится на два «ручейка»: за дешевым или за дорогим товаром. Есть покупатели, мало пострадавшие от кризиса и продолжающие «не отказывать себе ни в чем», и есть остальные, вынужденные теперь экономить на покупках.
Средне-ценовые точки вынуждены просто закрываться. Это видно по пустеющим торговым площадям некоторых торговых центров.
По этой причине вслед за снижением спроса произошло сокращения количества вновь разрабатываемых и запускаемых франшиз вообще и франшиз розничной торговли, в первую очередь.
Тем не менее, потенциальные инвесторы, готовые вложить деньги в новый бизнес по франчайзинговой модели, остались. Хотя бы потому, что у них есть возможности и желание обезопасить имеющийся капитал от инфляции и непонятных пугающих перспектив возможных экономических изменений.
Вопрос, что же им сегодня можно предложить, и что уже предлагается на рынке франшиз. Чтобы разобраться с этим вопросом, поделюсь парой следующих наблюдений.
Непростая экономическая ситуация, подобно лакмусовой бумажке, вдруг показала самые устойчивые бизнесы. Это предприятия, которые не только не снизили свои обороты и активность, но и даже увеличили.
Причем иногда даже не вопреки кризису, а благодаря ему!
Как это ни странно, больше всего таких бизнесов в производстве и сфере услуг. Это само по себе может считаться неплохой тенденцией.
Особенно с учетом того, что производственных франшиз и у нас, и за рубежом традиционно предлагается мало.
Да и инвесторы сегодня более охотно готовы вкладываться в производство и прибыльную сферу услуг, чем в ритейл, считая это более надежным способом инвестиций в долгосрочной перспективе. В немалой степени интересу инвесторов способствуют следующие складывающиеся обстоятельства:
1. Появление на рынке труда достаточного количества квалифицированных кадров, сокращенных с прежних мест работы и готовых работать за меньшую заработную плату.
2. Возможности использования постоянно высвобождающихся площадей за меньшую арендную плату.
3. Покупка франшизы для быстрого открытия дополнительного направления плюс к уже существующему бизнесу – диверсификация, как способ снижения коммерческих рисков.
4. И главное обстоятельство – выполнение основного правила франшизы – доказанность успешности бизнеса. Если бизнес даже во время экономических потрясений не только не сломился, но и вышел с франчайзинговым предложением, то это предложение явно заслуживает интереса.
А некий виртуальный штамп «Бизнес, Проверенный Кризисом» может служить теперь своеобразным «знаком качества» предлагаемой франшизы.
Второе наблюдение, которое мы недавно обсуждали с моим коллегой по консалтинговому бизнесу в сфере франчайзинга, – проявляется следующая неожиданная тенденция. Все большее количество разработчиков новых франшиз теперь находится не в центральных городах – Москве и Санкт-Петербурге, – а в регионах.
Новые франчайзеры создают франшизы и успешно продают их по всей России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Столицы перестают быть «столицами новых франшиз».
В качестве примера одного из таких регионов приведу Краснодар, где сейчас готовятся только по моей информации сразу две франшизы. Одна из них связана с услугами, а вторая с производством.
Поскольку франшизы готовятся к запуску, большей информации пока сообщить нельзя в силу необходимости соблюдения коммерческой тайны.
Хотите знать больше о франчайзинге в кризис? Участвуйте в ток шоу E-xecutive «Любимый ребенок в приемной семье.
Реалии франчайзинга в России».