В поисках идеи

Аркадий Теплухин Управляющий директор, Другое «Инновация так холодна! Уснуть не может СЕО, качаясь в BMW».

Порой поиски новых идей мучают нас и не дают спокойно спать. Ведь перед появлением чего-то нового на рынке сначала должна возникнуть идея.

Но где же взять эти самые идеи?

Есть ли источники инноваций? Об этом – в новой статье Аркадия Теплухина.

Аркадий Теплухин

Инновация так холодна!

Уснуть не может СЕО,

Качаясь в BMW.

Экономическое трехстишие. Т.А.

Определение источников инновационных идей для вашего бизнеса

В предыдущей статье об инновациях: «Великая мантра. Инновационная экономика», говорилось о том, что инновации имеют свой жизненный цикл, который начинается с поиска новой возможности или новой идеи и завершающийся появлением нового продукта на рынке.

А где же взять эти самые инновационные идеи? Есть ли источники таких идей? Об этом поговорим ниже.

Рассматривая работу многих компаний в плане поиска изменений и внедрения инновационных идей, можно сделать вывод о фрагментарности такой работы. Причем это присуще всем формам бизнеса.

В большинстве компаний нет системной работы по определению возможных источников инноваций.

Определение источников инноваций – это систематическое исследование различного рода изменений, проводимое как в самой компании, так и во внешней среде. Фиксация найденных изменений по группам и использование в качестве материала для определения необходимых компании инноваций.

Источники инноваций.

1. Изменения в самой компании

Неожиданные успешные изменения.

Насколько известно, многие компании сталкиваются с различного рода необычными явлениями, будь это необычное поведение потребителей, дистрибьюторов или собственных структур. Но поведение руководства в данной ситуации не является адекватным возникшей возможности – в основном от таких «завихрений» отмахиваются, считая их случайными и не имеющими перспективы развития.

Это одна из ошибок, допускаемых руководством компаний при работе с возникшими изменениями. Очень часто в этом заложен возможный «оптимизм» для развития компании и увеличения ее прибыли.

Видение перспектив бизнеса.

Видение перспективы развития бизнеса может дать несколько прорывных идей. Узкий фокус понимания ограничивает инновационные возможности.

Так, если компания сдает склады в аренду, то можно представить расширение деятельности компании до транспортно-логистической.

Если выпускает компоненты для сотовых операторов – то дальше можно стать оператором сотовой связи или оказывать услуги мобильной связи.

Слабые звенья в цепи.

Слабые звенья, присутствующие в любой цепочке создания стоимости, – это факт, и от него не скрыться. Такое слабое звено может возникнуть как в любом продукте, так и в любом производственном процессе (например, в цепочке поставок).


Зная это, менеджеры компаний заняты поиском таких слабых звеньев для их дальнейшей замены или улучшений с помощью инновационных решений, которые укрепляют бизнес. Но слабое звено не так-то и легко заметить.

Привычка к определенным процедурам и продуктам становится главным препятствием на пути их обнаружения и улучшения.

Компромиссы бизнеса.

Различные операционные ограничения в компаниях являются неплохим источником возможностей для инноваций. Компромиссы – это общепринятые правила ведения бизнеса в отношении покупателей или бизнес-моделей.

2. Изменения отрасли и рынков, где компания работает

Отраслевые и рыночные тренды очень интересны и дают много «информационной пищи» для определения и внедрения инноваций в компаниях. Изучение отрасли или конкретного рынка дает качественный материал для внедрения инноваций, если изучение проходит в достаточно полном объеме.

Важно представить себе детальную картину отрасли. Каковы отраслевые тенденции, темпы роста, каналы распределения, ценовые предпочтения, объемы продаж и прибыль и их динамика.

Как правило, такую информацию собирают многие компании, но в ограниченном объеме. Учитывая ее важность для создания инноваций, необходимо собирать отраслевую информацию в большом объеме, чтобы на основании этих данных определять возникающие изменения.

Так, хорошим индикатором грядущих изменений в отрасли является динамика ее роста.

3. Изменения внешней среды

Демографические сдвиги. Инновационные проекты, опирающиеся на изменения численности, возрастного состава, образовательного уровня, занятости и географической дислокации населения – наиболее перспективны и наименее рискованны.

Японцы вышли на лидирующие позиции в робототехнике именно благодаря тому, что обращали внимание на демографические данные и тщательно анализировали их.

4. Поиск идей в других странах

Слишком много товаров на российском рынке, идеи которых позаимствованы, скопированы или адаптированы к местным условиям. В этом нет ничего плохого – в других странах аналогичная ситуация.

Это показывает еще один источник идей для инноваций на вашем предприятии. Идей из других стран и культур.

В поисках новых идей представители компаний едут в другие страны «пропитаться» чужой культурой.

5. Исследование общества

В компаниях, где инновации являются частью жизни, есть люди, постоянно интересующиеся окружающим их миром. Обычно этот кто-то из руководства компании.

Многие руководители в бизнесе, в силу своего положения и качеств, являются людьми, которые постоянно ищут новые идеи или выявляют рыночные тренды.

6. Изменение внешней среды

Часто задается вопрос: «Как мы не увидели таких простых изменений во внешнем мире и упустили шанс на успех?» Почти все уверены, что изменения временны, никто не пытается проанализировать новую ситуацию и извлечь из нее пользу.

7. Новые знания

Новые знания делают инновации значительными и, по мнению большинства, являются в «чистом виде» инновациями. Знания могут быть разные – научные, технические или социальные.

Конечно, большинство таких инноваций имеют глобальный характер (например, интернет), но для быстротекущей жизни многих компаний такие инновации трудны в исполнении. Много времени проходит от получения нового знания до внедрения на рынки.

Речь может идти о десятках лет.

Инновации, основанные на новых знаниях, могут предоставить вашей компании возможности развития, которые все другие виды инноваций дать не могут.

8. Изменения в потреблении. В ценностях и восприятиях покупателей

Любые причины, которые лежат в основании изменения ценностей и восприятиях покупателей, содержат в себе огромные инновационные возможности. Можно привести следующие последние примеры «сдвига» в сознании покупателей: покупки через интернет, принятие возможности дистанционного обучения, требование круглосуточного обслуживания, потребность в различных видах защиты своей жизни и своего окружения.

Понятно, что выше представлена только часть возможных источников инноваций.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: