Источник: Аудиторская фирма БИЗНЕС-СТУДИО
На практике нередко возникают ситуации, когда при перечислении налога в бюджет налогоплательщик с ошибками оформляет платежное поручение, например, неправильно указывает ИНН, КПП, ОГРН, КБК, или другие реквизиты. В результате у налогоплательщика возникает необходимость вернуть налог, перечисленный по ошибочным реквизитам.
С 1 января 2007 г. вступил в силу пункт 7 ст. 45 НК РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ).
Данный пункт устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Он предоставляет налогоплательщикам право исправить ошибки в оформлении платежного поручения на перечисление налога.
Напомним, что платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.
Это следует из пункта 3.1.,3.4. Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации № 2-П от 03.10.2002 г. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений.
Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Итак, согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ исправлению подлежат ошибки, не повлекшие неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В силу пункта 7 статьи 45 НК РФ, исправлению подлежат ошибки, допущенные в следующих полях платежного поручения: основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика.
TamerlanAlena — Возврата. NET OST \
В связи с этим, определенное время существовала неясность в вопросе о возможности исправить ошибки в указании кодов ОКАТО, КБК, ИНН плательщика и получателя. Приложение к Приказу от 2 апреля 2007 г. № ММ-3-10/187@ устраняет данную неясность.
В данном приложении содержится подробный перечень уточнения платежа. Всего в Приложении указано четырнадцать причин уточнения.
Среди причин уточнения назван код 01 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) КБК; Код 14 — несоответствие КБК типу платежа, указанному в поле 110 расчетного документа. Код 03 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) код ОКАТО; код 05 — не указан или неверно указан ИНН плательщика; 06 — несоответствие ИНН наименованию плательщика; 08 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) ИНН получателя.
Таким образом, налогоплательщик имеет право исправлять ошибки, допущенные в таких реквизитах как КБК, ОКАТО, ИНН. Правильность такого подхода подтверждается и правоприменительной практикой арбитражных судов.
Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ пункт 7 статьи 45 НК РФ как акт законодательства о налогах и сборах, устанавливающий дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеет обратную силу.
Исправление ошибки в платежном поручении непосредственно связано с исполнением обязанности налогоплательщика по уплате налога. По общему правилу обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком — физическим лицом со дня внесения им в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. (подп.
3 пункта 3 статьи 45 НК РФ). В связи с этим, важным обстоятельством является тот факт, что при наличии ошибок в платежном поручении, перечисленных в пункте 7 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной.
Применительно к платежному поручению, обязанность по уплате налога считается неисполненной только в случае неправильного указания в нем номера счета Федерального казначейства, и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пункт 4 статьи 45 НК РФ).