Выплата пособий при применении работодателем специального режима налогообложения

В настоящее время огромное количество малых и средних предприятий применяют какой-либо специальный режим налогообложения: единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) или упрощенную систему налогообложения (УСН).

Ежемесячный журнал Экономико-правовой бюллетень N 7, 2004 г.

Ю. МИХАЛЫЧЕВА

Тот факт, что работодатель находится на одном из специальных налоговых режимов и поэтому не уплачивает единый социальный налог, ни в коей мере не влияет на права работников по получению социальных пособий при наступлении страховых случаев. В этом случае работники получают все те пособия и компенсационные выплаты, которые получают и работники организаций, находящихся на общем режиме налогообложения (ст.

8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования).

Хотя Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан (далее — Закон N 190-ФЗ) действует уже второй год, на практике нередко возникают спорные ситуации.

Работодателей интересуют вопросы выплаты пособий по временной нетрудоспособности, для которых установлен особый порядок выплат.

Все остальные социальные пособия эта категория работодателей исчисляет и выплачивает в общеустановленном порядке, т.е. полностью за счет средств ФСС РФ.

В статье излагаются вопросы, связанные с порядком исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности при применении специальных режимов.

* * *

Законодатель предоставляет налогоплательщикам, применяющим специальные режимы, свободу выбора: либо возмещать выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС, но при этом вносить добровольные взносы, либо не вносить никаких взносов и получать частичное возмещение за счет Фонда, а частично выплачивать суммы пособий самостоятельно.

Рассмотрим оба варианта.

ВЗНОСЫ В ФСС РАБОТОДАТЕЛЕМ НЕ УПЛАЧИВАЮТСЯ

В соответствии со ст. 2 Закона N 190-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности для налогоплательщиков, применяющих специальный режим, состоит из двух частей:

— одна часть возмещается Фондом социального страхования РФ;

— другая часть выплачивается работодателем за счет собственных денежных средств.

Часть пособия, выплачиваемая за счет средств ФСC

Часть, которую выплачивает ФСС, ограничена минимальным размером оплаты труда. Напомним, что в настоящий момент размер МРОТ равен 600 руб. (Федеральный закон от 01.10.2003 N 127-ФЗ О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда).

Обращаем внимание, что в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма пособия по временной нетрудоспособности, подлежащая выплате за счет средств Фонда, определяется исходя из МРОТ без увеличения на районный коэффициент (п. 1 Разъяснений о некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, утвержденных Постановлением Минтруда России N 20 и ФСС РФ N 43 от 18.04.2003) (далее — Разъяснения).

Так как налогоплательщики, применяющие специальные режимы налогообложения, не уплачивают ЕСН, для получения той части пособия, которая возмещается за счет средств ФСС, необходимо перечисление денег со счета Фонда на расчетный счет организации.

Прослушивают тебя или нет. Как узнать? Наглядное пособие с примерами.




Порядок возмещения пособия за счет средств ФСС определен Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22 (далее — Инструкция).

В соответствии с п. 3.3 Инструкции для получения пособия налогоплательщик-работодатель представляет в региональное отделение Фонда следующие документы:

1) письменное заявление.

Форма такого заявления не установлена. Главное, чтобы такое заявление содержало реквизиты налогоплательщика и банковские реквизиты расчетного счета.

2) Расчетную ведомость по средствам ФСС РФ по форме 4-ФСС РФ (утверждена Постановлением ФСС РФ от 01.12.2003 N 130).

Требования к заполнению расчетной ведомости изложены в письме ФСС РФ от 29.12.2003 N 02-18/06-8422.

Фирмы, применяющие специальные налоговые режимы, заполняют только разделы II и III расчетной ведомости. Остальные разделы не заполняются, в соответствующих графах ставится прочерк.

Расчетная ведомость представляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в Фонде, а второй — возвращается страхователю с отметкой Фонда о принятии;

3) копии платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход или единого налога при упрощенной системе налогообложения;

4) заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие обоснованность и правильность расходов по социальному страхованию (например, больничные листы, штатное расписание).

Решение о выделении средств принимает руководитель отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления всех указанных выше документов.

Выплата части пособия за счет работодателя

Часть пособия по временной нетрудоспособности, превышающая МРОТ, выплачивается за счет собственных денежных средств работодателя.

На практике возник вопрос по поводу распространения ограничения максимального размера пособия по временной нетрудоспособности в размере 11 700 руб., установленном ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ведь многие работодатели доплачивают своим работникам сумму пособия до размера 100% заработной платы.

Действительно, с одной стороны, не совсем понятно, почему установленное Законом о бюджете ФСС ограничение должно распространяться на размер пособия, выплачиваемого налогоплательщиком, применяющим спецрежим, за счет собственных денежных средств. Ведь ограничение размера пособия установлено только для тех выплат, которые производятся за счет ФСС, а не за счет собственных средств работодателя.

Но, с другой стороны, если бы это ограничение не распространялось на категорию работодателей, применяющих спецрежимы, то, следовательно, работающие у них работники могли бы получать пособие в большем размере, что поставило бы их в неравное положение с работниками, которые трудятся у работодателей, находящихся на общем режиме налогообложения. А как же тогда быть с конституционным принципом равенства?

И налоговые работники, и ФСС, и Минфин России требуют соблюдения установленного ограничения в сумме 11 700 руб. (письмо ФСС РФ от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, письмо Минфина России от 04.03.2004 N 04-02-05/3/15 О порядке учета расходов на оплату пособий по нетрудоспособности в части, выплачиваемой за счет средств работодателя).

При этом налоговые органы указывают на п. 15 ст. 255 НК РФ, по правилам которого признаются расходы на оплату труда для налогоплательщиков, применяющихУСН.

В пункте 15 ст. 255 НК РФ указано, что при расчете налога на прибыль в состав расходов может включаться доплата пособия до фактического заработка, установленная законодательством РФ.

В настоящее время законодательных актов, регулирующих доплаты работодателей к сумме пособий, нет, следовательно, учитывать их при налогообложении нельзя. Этой же позиции придерживается и Минфин России в письме от 07.05.2004 N 04-02-05/3/36.

Сторонники этой позиции также ссылаются на ст. 15 Закона о бюджете ФСС, в которой никаких исключений из нормы о максимальном размере пособий для отдельных категорий граждан не предусмотрено.

Поэтому данное ограничение размера пособия должно распространяться на всех.

Таким образом, если работодатель не хочет переносить решение вопроса в суд, то, хотя он выплачивает пособие за счет собственных денежных средств, уменьшать сумму единого налога на сумму, превышающую 11 700 руб., он не имеет права.

Вместе с тем известно судебное решение, в котором работодателю удалось отстоять право доплачивать сумму пособия до размера фактического заработка и уменьшать на эту сумму 54]налог на прибыль.

Данное дело было рассмотрено по иску налогоплательщика, применяющего общий режим налогообложения. Тем не менее налогоплательщики, использующие УСН, также могут руководствоваться теми аргументами, которые помогли убедить суд в правомерности отнесения таких затрат на расходы.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: