После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.
Различают следующие функции закупочной логистики:
- определение потребности в материальных ресурсах;
 - получение и оценка предложений;
 - выбор поставщиков;
 - согласование цены и заключение договоров;
 - формирование заказов;
 - контроль количества и сроков поставок;
 - входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
 - управление запасами и контроль.
 
Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы:
- традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;
 - промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;
 - ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:
 
- метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях),
 - система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками,
 - метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,
 - система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.
 
Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить план закупок, решающий следующие задачи:
Закупочная логистика
- определение потребности в материалах;
 - определение метода закупок;
 - согласование цены и заключение договора;
 - установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок;
 - организация размещения товаров на складе.
 
Последовательность процедур поставки обычно следующая:
- установление потребности;
 - подготовка заказной спецификации;
 - выбор и определение поставщика;
 - оценка поставщика;
 - проведение переговоров;
 - подготовка и подписание необходимых соглашений;
 - организация и управление взаимодействием;
 - контроль за поставками.
 
Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются:
- конкурсные торги;
 - письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
 
В качестве критериев оценки поставщика принимают:
- приемлемость цены;
 - качество поставляемой продукции;
 - качество обслуживания потребителей;
 - гибкость поставок;
 - наличие ограничений по размеру заказа;
 - дороги;
 - удаленность от потребителя;
 - кредитная история;
 - текущее финансовое положение;
 - психологический климат в коллективе.
 
Для сравнения вариантов поставщиков используют: