Налог на прибыль в организациях общественного питания

С момента введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на прибыль организаций» все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками 55]налога на прибыль, рассчитывают этот налог по правилам налогового учета, и организации общественного питания не являются исключением. Но нужно отметить, что с точки зрения налогообложения прибыли сфера общественного питания остается не урегулированной по очень многим моментам.

Мы уже не раз отмечали, что вступившая в силу глава 25 НК РФ отменила Положение о составе затрат №552, на основании которого разрабатывались отраслевые нормы и рекомендации по формированию себестоимости товаров (работ, услуг). А раз базовый документ утратил силу, то, естественно, утратили силу и отраслевые документы, разработанные на его основе.

Однако, в апреле 2002 года Министерство финансов Российской Федерации фактически разрешило организациям, до момента появления новых отраслевых рекомендаций по вопросам организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), использовать «старые» Методики, в части не противоречащей существующему бухгалтерскому законодательству (Письмо Минфина Российской Федерации от 29 апреля 2002 года №16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)». Данное решение компетентного ведомства основывалось на том, что современное бухгалтерское законодательство не уделяет должного внимания вопросам исчисления себестоимости продукции, которая во многом зависит именно от состава и размеров учтенных затрат на производство, исходя из отраслевых особенностей.

Обратите внимание! Однако данное разрешение касалось исключительно бухгалтерского учета, к вопросам налогообложения оно не имеет никакого отношения.

При исчислении налогооблагаемой прибыли организации общественного питания обязаны руководствоваться только действующим налоговым законодательством, а именно главой 25 «54]налог на прибыльорганизаций». Вспомним, что подавляющее большинство предприятий общественного питания в бухгалтерском учете ведут учет сырья по продажным ценам, включающим торговую наценку.

DIY ОРГАНИЗАЦИЯ Рабочего Места * Органайзер для белья * Бюджетные идеи из картона * Bubenitta


Для целей налогообложения же такой метод учета сырья и товаров вообще не предусмотрен. Что имеем в результате?

Получается, что те организации, которые ведут учет ТМЦ в бухгалтерском учете по продажным ценам, в целях налогового учета должны их учитывать по покупной стоимости, что фактически, предполагает двойной учет операций по их движению. Таким образом, отметим, что те организации общественного питания, которые ведут учет продуктов (сырья) и товаров, предназначенных для перепродажи, по покупным ценам, сегодня находятся в более выгодной позиции, по сравнению с организациями общественного питания, которые осуществляют учет продуктов (сырья) и товаров по продажным ценам с учетом торговой наценки.

На протяжении всей книги, мы отмечали, что любой бухгалтер стремиться сблизить данные бухгалтерского и налогового учета, так как это значительно облегчает работу бухгалтерии. И хоть сделать это удается далеко не всегда, в отношении учета продуктов (сырья) и товаров есть такой вариант – это учет именно по покупной цене. Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ:

Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Как видим этот принцип, практически совпадает с правилами формирования фактической себестоимости ТМЦ в бухгалтерском учете. Теперь остановимся на методах списания продуктов (сырья) и товаров в производство и на реализацию. В отношении списания ТМЦ (при использовании покупных цен) методы так же совпадают. Напомним, что в бухгалтерском учете предусмотрены методы списания: по средней цене, ЛИФО, ФИФО и по стоимости единицы (пункт 16 ПБУ 5/01)). Налоговый учет предполагает то же самое. Это следует из пункта 8 статьи 254 НК РФ:«При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).»

Те же организации общественного питания, которые ведут учет по продажным ценам, в бухгалтерском учете определяют величину торговой наценки, приходящуюся на реализованную продукцию общепита и товары, расчетом реализованного наложения. Рассматривая вопросы бухгалтерского учета, мы на примере показывали, как производится подобный расчет.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: