После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.
Различают следующие функции закупочной логистики:
- определение потребности в материальных ресурсах;
- получение и оценка предложений;
- выбор поставщиков;
- согласование цены и заключение договоров;
- формирование заказов;
- контроль количества и сроков поставок;
- входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
- управление запасами и контроль.
Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы:
- традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;
- промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;
- ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:
- метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях),
- система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками,
- метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,
- система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.
Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить план закупок, решающий следующие задачи:
Закупочная логистика
- определение потребности в материалах;
- определение метода закупок;
- согласование цены и заключение договора;
- установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок;
- организация размещения товаров на складе.
Последовательность процедур поставки обычно следующая:
- установление потребности;
- подготовка заказной спецификации;
- выбор и определение поставщика;
- оценка поставщика;
- проведение переговоров;
- подготовка и подписание необходимых соглашений;
- организация и управление взаимодействием;
- контроль за поставками.
Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются:
- конкурсные торги;
- письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
В качестве критериев оценки поставщика принимают:
- приемлемость цены;
- качество поставляемой продукции;
- качество обслуживания потребителей;
- гибкость поставок;
- наличие ограничений по размеру заказа;
- дороги;
- удаленность от потребителя;
- кредитная история;
- текущее финансовое положение;
- психологический климат в коллективе.
Для сравнения вариантов поставщиков используют: