Закупочная логистика

После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.

Различают следующие функции закупочной логистики:

  • определение потребности в материальных ресурсах;
  • получение и оценка предложений;
  • выбор поставщиков;
  • согласование цены и заключение договоров;
  • формирование заказов;
  • контроль количества и сроков поставок;
  • входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
  • управление запасами и контроль.

Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы:

  • традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;
  • промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;
  • ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:
  • метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях),
  • система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками,
  • метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,
  • система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить план закупок, решающий следующие задачи:

Закупочная логистика


  • определение потребности в материалах;
  • определение метода закупок;
  • согласование цены и заключение договора;
  • установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок;
  • организация размещения товаров на складе.

Последовательность процедур поставки обычно следующая:

  • установление потребности;
  • подготовка заказной спецификации;
  • выбор и определение поставщика;
  • оценка поставщика;
  • проведение переговоров;
  • подготовка и подписание необходимых соглашений;
  • организация и управление взаимодействием;
  • контроль за поставками.

Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются:

  • конкурсные торги;
  • письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

В качестве критериев оценки поставщика принимают:

  • приемлемость цены;
  • качество поставляемой продукции;
  • качество обслуживания потребителей;
  • гибкость поставок;
  • наличие ограничений по размеру заказа;
  • дороги;
  • удаленность от потребителя;
  • кредитная история;
  • текущее финансовое положение;
  • психологический климат в коллективе.

Для сравнения вариантов поставщиков используют:

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: