Золотой бизнес

История с банком «Холдинг-Кредит» должна стать уроком для его клиентов, сотрудников Центробанка и АСВ.

История разорения банка «Холдинг-Кредит» имеет несколько этапов. Все они интересны и поучительны.

Проблемы у банка начались в далеком 2006 году после принятия решения налоговой инспекцией об уплате банком НДС по операциям с золотыми слитками и штрафов в размере 2 млрд. рублей. Это более чем вдвое превышало капитал банка.

Похоже, история была криминальной с самого начала. Суд отметил, что конечные покупатели золота у банка имели признаки фирм-однодневок. Это явно не тот случай, когда государство всеми методами вытесняет чистые и непорочные малые банки на свалку истории.

Что доказывают, кстати, и дальнейшие события.

На начало 2012 года банк «Холдинг-Кредит» находился в рейтингах по размеру активов примерно на 230 месте, имел капитал 890 млн. рублей и 7,3 млрд. рублей вкладов.

После вердикта Высшего арбитражного суда о том, что решение об уплате НДС и штрафов остается в силе, клиенты и вкладчики начали понемногу выводить деньги из банка.

В первое время сотрудники банка пытались делать заявления в духе знаменитых афоризмов Сергея Мавроди «Всем все платится». Но участь банка, равно как и «МММ-2011», уже была предрешена.

А на майских праздниках банк преподнес своим клиентам оригинальный весенний «подарок» – прекратил выдавать вклады и проводить платежи.

Тут уже пришлось занервничать специалистам Центрального банка России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ). По их словам, прибыв в банк, они обнаружили, что сотрудники уничтожили компьютерную базу данных и часть документов на бумажных носителях.

Из объяснения сотрудников стало ясно, что сервера банка с базами данных уронили при переноске по этажам здания нанятые для этой цели вездесущие таджики. Очевидно, сервера оказались крепкими.

Поэтому после транспортировки пришлось заливать их водой.

Настал черед пережить пару неприятных недель вкладчикам банка. Ведь если базы данных уничтожены, им придется подтвердить документами факт открытия вклада в банке и внесения денег на счет.

Иначе можно считать, что вкладчики просто подарили менеджерам банка определенную сумму из своего семейного бюджета.

В эти дни и клиенты других банков – сторонники дистанционного открытия вкладов – задумались, чем, собственно, они смогут подтвердить факт проведения операций в случае возникновения проблем у их банка с базами данных. Получается, с нашими банкирами только старая добрая сберкнижка является единственным спасением от мошенничества?

Media Channel Radio RuBel. \


Или на худой конец – договор вклада с бережно приложенными к нему приходными ордерами с отметками кассира.

Собственно, многие мои знакомые и раньше предпочитали открывать вклады на крупные суммы, лично придя в отделение. А потом бережно хранят договор и приходные ордера.

Случаи в жизни бывают всякие, и иметь на руках «бумажные» документы, которые только и признаются в нашем суде, никогда не помешает.

Позднее сотрудники АСВ рассказали, что восстановили базу вкладов вручную по сохранившимся бумажным носителям.

Возврат вкладов с 30 мая уже идет через отделения Сбербанка, о чем сообщают счастливые бывшие вкладчики банка «Холдинг-Кредит». Ожидается, что за компенсацией обратится 11 тыс. вкладчиков, а общая сумма выплат АСВ составит целых 5,5 млрд. рублей.

Вот и еще один повод Герману Грефу поднять вопрос, почему половину взносов в АСВ платит Сбербанк, а деньги уходят в счет уплаты долгов разных банкиров-мошенников.

Кстати, пока не было опровержений, что кредитные досье банка уничтожены. Следовательно, клиентам банка – юридическим лицам и вкладчикам на сумму свыше 700 тыс. рублей о большей части своих средств в банке можно забыть.

Часть клиентов явно участвовала в незаконных операциях банка и заранее вывела из него свои деньги, что видно и по резкому падению остатков на счетах перед остановкой операций.

Но в любом банке всегда найдется множество предприятий и предпринимателей, открывших счета просто из-за близости отделения к их офису. Эти клиенты и окажутся крайними в нынешней ситуации.

Равно как и вкладчики, доверившие банку крупные суммы.

Теперь Центральный банк имеет все основания требовать ужесточения ответственности не только топ-менеджеров, но и реальных владельцев банков за его разорение.

Заодно появился повод требовать постоянного присутствия уполномоченных сотрудников регулятора во всех банках топ-100 по активам и в региональных банках, в которых сосредоточено более 5% от суммы вкладов субъекта федерации.

Остается совершенно непонятным, как столь проблемный банк мог с 2006 года проходить плановые комплексные проверки Центрального банка. И почему, зная ситуацию с уплатой НДС, сотрудники регулятора не вышли на внеплановую проверку в банк еще тогда, когда стало понятно, что дела в банке идут не лучшим образом.

И не проверили, например, качество кредитного портфеля, просрочка по которому была всего 1,3%. Заодно, глядишь – и сервера с кредитными досье уберегли бы.

Также не помешало бы выдавать «черные метки» не только топ-менеджерам, но и руководителям среднего звена преднамеренно обанкроченных банков. Ведь опытный профессионал всегда понимает, когда его действия нарушают внутренние инструкции банка и нормы закона.

Глядишь – и некому было бы уничтожать документы и злостно фальсифицировать банковскую отчетность. Ведь не своими же руками первые лица подобных банков это делают!

Руководство банка «Холдинг-Кредит», доведшее свой банк до скандального конца, найдет свое место на банковской «доске позора».

Будем надеяться, что сотрудники Центрального банка, Агентства по страхованию вкладов и прокуратуры тщательно разберутся в сложившейся ситуации. А виновные не перейдут слаженной командой уничтожать следующий банк, а понесут заслуженное наказание.

Или, по крайней мере, получат пожизненный запрет на профессию.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: