Автомобильные страсти

АвтоВАЗ жил, АвтоВАЗ жив, АвтоВАЗ будет жить! А вот Opel нам уже не достанется.

«На ВАЗ завезли оборудование с Мерседеса.

Купили технологические линии. Наняли специалистов из Германии.

Пустили линии, с конвейера спускается ВАЗ-классика.

Два руководителя предприятия оглядывают результат.

— Я ж тебе говорил, что место заколдованное,

а ты руки не оттуда, руки не оттуда»

Из старого анекдота.

Прошедшая неделя прошла под знаком празднования Дня народного единства и обсуждения проблем автомобильных гигантов. Про праздник предоставлю что-нибудь написать общественно-политическим изданиям, а я лучше займусь автомобильной темой.

Хотя – и в ней политики-то немало!

Несостоявшаяся «сделка недели».

Сначала – о хорошем. «Сделкой недели» можно назвать несостоявшуюся покупку концерном Magna и Сбербанком пакета акций компании Opel.

Однако, вполне возможно, что о неосуществившемся проекте «Опеля с российским лицом» нам жалеть особо и не стоит. Судя по всему, сами участники несостоявшейся сделки о ней и не жалели.

Сбербанк вздохнул с облегчением – для него акции, очевидно, были непрофильным активом, и явной заинтересованности в дальнейшем участии в жизни концерна Сбербанк никогда и не проявлял. Да и внутренних проблем скопилось немало.

А если освободившиеся деньги направить на кредитование выплывающих из кризиса предприятий, то число поклонников Г.Грефа явно бы возросло.

Magna, очевидно, тоже вздохнула – имея убытки за 9 месяцев текущего года в размере 354 миллиона долларов, надрываться ради развития Opel было для компании далеко не лучшей идеей.

General Motors, продавец пакета акций Opel, получив 50 миллиардов долларов в виде господдержки для спасения от неминуемого банкротства при возможности в случае необходимости получить еще, очевидно, перестала нуждаться в денежных средствах, которые можно было получить при продаже. Не говоря уже о том, что руками возможных покупателей были достигнуты крайне выгодные для Opel условия господдержки компании странами Евросоюза.

Российским автолюбителям, планировавшим приобрести новенький Opel российской сборки, тоже нет повода огорчаться – у той же GM есть уже завод в Петербурге мощностью 60000 машин в год, загруженный немного более, чем на 1/10 производственной мощности, и концерн проводит модернизацию под выпуск обновленной Opel Astra, да и в конце октября завод концерна в Калининграде начал сборку Opel Astra и Zafira.

В Апатитах разгорелись автомобильные страсти. В городе спалили подряд три машины.


Вечно живой АвтоВАЗ.

Но если с автомашинами марки Opel в России наступила относительная определенность, то «мыльная опера» с «народным автомобилем» марки «ВАЗ» пока еще далека от завершения.

Интрига связана с тем, что после срыва сделки по покупке Opel выбор стратегического инвестора для всеми любимого АвтоВАЗа сузился практически до одной кандидатуры – фирмы Reno, которая уже владеет 25% акций завода.

Нет смысла в деталях описывать содержание предыдущих серий истории «реформы» АвтоВАЗа. Тем более, что это было уже десятки раз сделано в обзорах различных газетах и журналов.

И, хотя лишь крайне малая часть россиян имела удовольствие побывать на сборочном конвейере легендарного автогиганта, зато практически каждый с раннего детства близко знаком с продукцией завода!

Понятно, что с гигантом-неудачником нужно что-то делать. И большинство автолюбителей давно уже поняли – что.

Да вот беда – при этом остаются на улице тысячи рабочих завода и еще Бог знает сколько – смежников.

Но, для начала, несколько цифр. Чтобы был, так сказать, понятен масштаб проблемы.

— сейчас на заводе работают около 102 тысяч человек;

— выручка предприятия за 6 месяцев 2009 года составила 40.2 млрд.руб. (за аналогичный период прошлого года – 81.4 млрд.руб.);

— убыток за 6 месяцев 2009 года составил 16.9 млрд.руб. (за аналогичный период прошлого года – прибыль 2.6 млрд.руб.);

— на содержание в 2010 году санатория, оздоровительных детских лагерей и других соцобъектов завода будет необходимо затратить более 1.6 млрд.руб.;

— завод уже получил антикризисную поддержку из бюджета в размере 25 млрд.руб. Кроме того, за пакет акций завода от фирмы Reno было получено около 1 млрд. долларов;

— ориентировочные затраты, необходимые в настоящее время для сохранения завода (по данным АвтоВАЗа): 78.3 млрд.руб., в том числе: 54 млрд.руб. – на погашение кредитов, облигаций, векселей, 9.5 млрд.руб. – на запуск инвестпрограммы, 2.8 млрд.руб. – на «компенсацию отрицательного денежного потока», 12 млрд.руб. – на сокращение персонала;

— ориентировочные затраты, которые планируется осуществить (по данным заседания Правительства от 5 ноября 2009 года): 59.8 млрд.руб., в том числе: на решение проблемы невозвратных долгов – 38 млрд.руб., на обновление модельного ряда -12 млрд.руб., на создание новых рабочих мест – 4.8 млрд.руб., создание новых производств – 5 млрд.руб.

С экономической точки зрения сохранение завода в его нынешнем виде нецелесообразно – оно превращается в своеобразный налог на более эффективные отрасли экономики и в растрату средств резервного фонда, тормозит выход страны из кризиса.

Затраты даже небольшой части денежных средств, необходимых для поддержания завода «на плаву», для выплаты пособий по безработице его сокращенным сотрудникам, их переобучение и создание им новых рабочих мест, по-моему, имеет гораздо лучшую перспективу.

Я уже не говорю о том, что постоянное повышение импортных пошлин с целью поддержать завод привело к тому, что в России все автомобили – и качественные, и не очень – стоят значительно дороже, чем в тех же США с гораздо большим средним доходом на душу населения!

А осознание того факта, что АвтоВАЗ при поддержке государства будет жить вечно, напрочь отбивает у его менеджмента желание что-то всерьез менять в работе завода.

Тем временем, после объявления программы помощи заводу, его акции на ММВБ подскочили 5 ноября аж на 12%! Можно только порадоваться за спекулянтов, в кризис всем нужно «делать деньги»!

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: