Банки и электронные торги: начало союза?

Банкиры пока редко сотрудничают с электронными торговыми площадками. Между тем это сотрудничество может оказаться выгодным вдвойне.

Инновационный инструментарий в последние годы становится для российских банков все более привычным – интернет-банкинг, мобильный банкинг, электронная цифровая подпись, программы оптимизации бизнес-процессов. Последние на фоне ожиданий возможной второй волны кризиса все более актуальны.

С недавних пор к числу инструментов, позволяющих оптимизировать расходы, добавили электронные торговые площадки (ЭТП). С января 2010 года государство обязало проводить закупки для государственных нужд в форме электронного аукциона, подтолкнув тем самым развитие электронных торговых площадок.

С 1 января 2012 года вступит в силу закон ФЗ-223, который регламентирует систему закупок компаний с госучастием. Электронные площадки становятся все более интересными и для банкинга.

Банк может участвовать в электронных торгах в двух ипостасях – как закупщик и как поставщик услуг (предлагать банковские гарантии, кредитные линии и т.д). Например, на электронных площадках банки сегодня могут закупать канцелярские принадлежности, компьютерную технику, оргтехнику; проводить конкурсы по отбору подрядчиков ремонта зданий, офисов; объявлять торги на оказание рекламных услуг, отбирать компанию по проведению ежегодного аудита и т.д.

«Основные преимущества электронных торгов – замена бумажной документации на электронный документооборот; конфиденциальность, снижение вероятности сговора заказчика с участниками его размещения, – считает Тимур Егоров, заместитель начальника финансового департамента банка «Возрождение». – Кроме того, электронные торги позволяют централизовать процесс закупок и способствуют усилению контроля над ним, что очень важно при развитой многофилиальной структуре. В среднем, эффект от электронных торгов мы оцениваем от 6% до 45% от первоначальной цены, выставленной банком».

Согласен с этим и коммерческий директор электронной торговой системы B2B-Center Андрей Бойко: «Чем крупнее банк, тем больше он закупает и соответственно может экономить на издержках. Важно, чтобы банк оповестил своих контрагентов о переходе на электронный способ закупок.

Что произошло с Дневником? Дневник вампира Электронный дневник


В режиме реального времени фактор конкуренции становится более явным: на глазах у всех идет борьба – снижаются цены, улучшаются условия на поставку. Давний поставщик банка может заметно улучшить свое предложение во время электронных торгов, нежели это было при бумажном способе закупки».

Ожидается, что в скором времени на электронные торги выйдут и поставщики специализированного банковского оборудования — банкоматов, счетчиков банкнот, детекторов валюты, табло котировок валют, детекторов металлов и драгоценных камней и т.д. По мнению, Андрея Бойко, это направление для электронных площадок, несмотря на свою специфичность, вполне перспективно.

Если на электронных площадках закупают турбины для электростанций, а порой и более эксклюзивную технику, которая закупается штучно в год, например, карьерные БелАзы, то, соответственно, можно закупать и банковскую технику, считает Бойко. Если рынок конкурентный, то эффект будет.

Электронные торговые площадки помогают создать эту конкуренцию, приглашая поставщиков под конкретные торговые процедуры.

Пока марьяж банков и электронных площадок – на самом старте. Из 15 опрошенных агентством Bankir.Ru банков только один официально подтвердил, что проводит закупки на электронных площадках.

Пресс-службы остальных банков были поставлены в тупик формулировкой «электронные торговые площадки» и «закупка банкоматов в электронной форме». И – не смогли найти спикеров по теме

В роли поставщиков услуг на электронных площадках финансовые институты массово еще не выступают, но уже задумываются об этом.

«На электронной площадке могут проводиться торги, в принципе на оказание любых финансовых услуг, в том числе предоставления финансирования, выдачу гарантий, размещение денежных средств, организацию расчетов и прочее, – говорит Герман Харченко, директор департамента развития продуктов корпоративного бизнеса Промсвязьбанка. – Проведение торгов в электронной форме позволяет участнику снизить издержки на участие в конкурсе. Это особенно ощутимо, если организация участвует в конкурсах на регулярной основе».

В свою очередь, Сергей Закройщиков, начальник управления корпоративного обслуживания компании «Ингосстрах», считает, что с точки зрения инновационности электронные торги не представляют собой что-то кардинально новое. Они лишь упрощают процедуру подготовки заявки и устраняют необходимость ее физической передачи заказчику.

Это позволяет экономить время и деньги.

Эксперты также отмечают, что электронные площадки – удобный ресурс для поиска потенциальных клиентов банков. На площадках в открытом доступе содержится история торгов компании.

Некоторые электронные торговые площадки проверяют благонадежность компаний – участников торгов, сверяя реквизиты и данные каждой компании с базой Федеральной налоговой службы. Сотрудничая с такими ЭТП, банки могут значительно экономить на процедуре скоринга.

В связи с ростом популярности ЭТП все больше компаний будут участвовать в электронных торгах. Вопрос лишь в том, каким образом банки воспользуются этим ресурсом.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: