Интервью с президентом «Юниаструм Банка». // Валерия Якушина. РБК daily 18.12.2006 г.
В России ежегодно растет потребность в банковских услугах. Уже не только столица пользуется кредитами, но и регионы оценили их по достоинству. В связи с ростом популярности автокредитования и ипотеки банки начинают развивать свою региональную розничную сеть.
На долю региональных филиалов «Юниаструм Банка» уже приходится 60% от всей структуры компании. И это не предел.
О стратегии банка и его дальнейшей региональной экспансии рассказал РБК daily президент «Юниаструм Банка».
– Как Вы начали свою экспансию в регионы?
– С 2002 года мы поняли, что развитие розничного банковского бизнеса является достаточно перспективным и важным для российского рынка, поэтому тогда была разработана стратегия развития розничного бизнеса «Юниаструм Банка». Одним из главных элементов этой программы было географическое присутствие в регионах, поскольку в регионах больше всего востребованность в банковских услугах и относительно мало крупных игроков.
Мы сначала стали изучать достаточно крупные города для открытия филиалов. За эти четыре года нам удалось открыть филиалы в 40 регионах страны.
– По каким критериям Вы выбираете регион для строительства филиалов?
Основным критерием отбора региона было его экономическое развитие и материальное благосостояние населения. Бурный экономический рост в России привел к тому, что уже практически во всех регионах можно рассчитывать на хороший уровень доходов населения.
Востребованность банковских услуг уже доходит и до отдаленных городов, где население может быть и 100 тыс. человек, там мы открываем дополнительные офисы или отделения. Но основным критерием выбора все же является наличие производства в населенном пункте, предприятия, которое обеспечивает доходы населения.
– Какие риски были, когда Вы начинали региональную экспансию?
– Риски были прежде всего при выборе профессионального руководящего состава и персонала в филиалах. В регионах по сравнению с Москвой достаточно мало подготовленных банковских специалистов.
Мы создали корпоративный университет в Москве, где постоянно проводим стажировку по разным направлениям и тем самым повышаем уровень квалификации наших сотрудников.
Были риски, связанные с недоверием местных жителей к московскому банку, которые пришел в их регион. Сейчас эти риски минимизированы, потому что люди стали понимать, что банки приходят с реальным бизнесом и реальными инвестициями.
Гагик Езакян и Ачи Пурцеладзе-Армянин и Грузин вечно спорили(2017) [Official Music Video]
Кроме того, население с опаской обращается в банк. В России на данный момент банковскими услугами пользуется только 30% населения.
– Какую долю занимает региональная сеть в общей структуре банка?
– Последний год стабильно больше половины (около 60%) – это регионы. Если говорить о продажах, то ежемесячно около 80% приходится на регионы.
– Какие планы по освоению новых территорий у Вас есть на ближайшее время?
– В течение двух лет мы хотели бы присутствовать практически во всех регионах РФ, увеличить число филиалов с 40 до 80. То есть ежегодно мы будем открывать около 20 филиалов.
Кроме того, мы будем расширять структуру региональных офисов обслуживания и отделений.
– Какова конкурентная среда на региональном рынке?
– В регионах присутствуют в первую очередь крупные московские банки, которые имеют там свои филиалы, и местные розничные банки, у которых создана широкая сеть в регионах.
– Как известно, жители городов гораздо охотнее доверяют местным банкам, чем московским. Вы сталкивались с этим недоверием при региональной экспансии?
– На начальном этапе становления филиалов мы, конечно же, сталкивались с этой преградой. Первые полгода после выхода на новую территорию уходят на завоевание доверия потребителя, создание своего имиджа, повышение узнаваемости.
Путем активной рекламной кампании и информирования населения мы привлекаем к себе внимание жителей городов. Кроме того, нам помогают партнеры, которые, например, занимаются продажей автомобилей.
– Какая форма кредита наиболее востребована в регионах?
– Сейчас продолжается рост автокредитования – наш локомотивный продукт почти два года, а в последний год мы стали активно заниматься ипотекой, которая пользуется большим спросом особенно в регионах. В некоторых городах нам уже удается выдавать по два ипотечных кредита день, а это очень хороший результат.
Сейчас общий объем выдачи в месяц дошел до 15 млн долл. Наша задача на ближайшее время выйти на 20 млн долл.
А вообще с учетом роста сети мы бы хотели достичь отметки в 50 млн долл. ежемесячно.
– Жители пока не освоили потребительский кредит как продукт и постоянно задерживают выплаты. Как Вы боретесь с этой проблемой?
– Во-первых, для борьбы с данной проблемой необходимо постоянно информировать население о том, что такое кредит, как им пользоваться и как его потом гасить. Во-вторых, при нормальной кредитной политике и правильной оценке риска каждый банк должен изучать своего заемщика с точки зрения его финансовых возможностей, изучать все его финансовое состояние, а не только нынешнюю заработную плату.
Исходя из платежеспособности клиента, банк должен определить, давать кредит или нет. Думаю, что в скором времени банки будут более взвешенно подходить к выдаче кредитов.
– Насколько часто банк сталкивается в недобросовестными клиентами в регионах?
В регионах и в Москве эта проблема стоит одинаково остро. Но, на мой взгляд, в небольших населенных пунктах вопрос просрочки менее актуален, потому что там легче найти человека, чем в крупном городе.
В малых городах практически все друг друга знают и боятся подорвать свою репутацию.