Исправление будущих ошибок: как технологии риск-менеджмента помогают уверенно смотреть в будущее

Управление стратегическими рисками является одним из наиболее интересных и широких блоков в технологии риск-менеджмента. В основе стратегических рисков лежат ошибки, допущенные при принятии решений о стратегии развития организации.

Для того, чтобы управлять стратегическими рисками, необходимо научиться видеть стратегические риски бизнеса; оценивать риски, связанные с выбором стратегии; оценивать риски, связанные с реализуемостью стратегии. Рассмотрим подробно шаги этой технологии.

Управление стратегическими рисками является одним из наиболее интересных и широких блоков в технологии риск-менеджмента. В основе стратегических рисков лежат ошибки, допущенные при принятии решений о стратегии развития организации.

Стратегические риски обладают тремя важными свойствами.

  • Риски с очень высоким влиянием. Во многих случаях реализация стратегических рисков привела либо к уходу компаний с рынка, либо к значительной потере капитализации.
  • Риски, которые имеют значительный временной лаг. Это событие реализуется «не завтра», оно может произойти через несколько лет. Однако его реализация окажет значительное влияние на бизнес. Управляя любыми рисками, мы управляем событиями, которые могут реализоваться в будущем, а не в настоящий момент. У стратегических рисков промежуток времени от момента, в котором мы находимся, до момента, когда они реализуются, значительно больше, чем у рисков других видов. Именно поэтому стратегическим рискам часто не уделяют необходимого внимания. Директору пейджинговой компании в конце 1990-х годов риск того, что ключевой сотрудник может уволиться в ближайшие дни, казался куда как более важным, чем риск потенциального изменения спроса на услуги через несколько лет. Хотя сейчас, по прошествии времени, совершенно очевидно, что если не будет спроса на услуги, то этот ключевой сотрудник будет не нужен вообще.
  • Стратегические риски могут быть любыми: операционными, кредитными, рисками ликвидности и т.д. Риск, связанный с персоналом, может стать стратегическим для организации, если все технологии компании находятся в голове одного сотрудника, рыночная стоимость которого увеличивается. Сегодня причин для опасений вроде бы нет, но если через несколько лет этого сотрудника переманят конкуренты, то риск будет значительно влиять на бизнес. Точно так же IT-риск может быть стратегическим для бизнеса, если, к примеру, информационная система банка имеет емкость, значительно меньшую, чем та, которая понадобится через несколько лет.

Johnny B. Goode — Back to the Future (9/10) Movie CLIP (1985) HD


Для того, чтобы управлять стратегическими рисками, необходимо научиться:

  • видеть стратегические риски бизнеса;
  • оценивать риски, связанные с выбором стратегии;
  • оценивать риски, связанные с реализуемостью стратегии.

Управление стратегическими рисками является, пожалуй, наиболее сложно формализуемой частью технологии риск-менеджмента. Рассмотрим шаги этой технологии.

Как распознать стратегические риски Научиться видеть стратегические риски можно с помощью методологий стратегического менеджмента. В них вы сможете найти способы оценки структуры отрасли и конкурентов, а этой информации будет уже достаточно для того, чтобы получить представление о существующих стратегических рисках. В качестве примера такой методологии можно взять логику Портера и проанализировать:

  1. существующих и потенциальных конкурентов;
  2. покупателей;
  3. существующие товары-заменители;
  4. наших поставщиков.

Анализ первых трех факторов даст нам возможность оценить стратегические бизнес-риски, потому что появление новых конкурентов, услуг-субститутов, а также поведение клиентов определяют потенциальный уровень спроса на наши услуги и, соответственно, доходы и прибыль бизнеса. Управление такими рисками необходимо для того, чтобы больше зарабатывать. Поставщики же (четвертая категория) могут влиять на наши издержки. Стратегическое управление рисками, связанными с поставщиками, необходимо для того, чтобы меньше терять. Рассмотрим каждую из этих категорий более подробно.

1. Конкуренты. Чтобы оценить вероятность и влияние рисков, связанных с появлением новых конкурентов, нужно в первую очередь определить, насколько велики барьеры вхождения в отрасль.

Чем они выше, тем ниже риск того, что вашу рыночную нишу кто-то сможет занять. Для того, чтобы его оценить, нужно проанализировать следующие факторы.

  • Насколько зависят издержки бизнеса от масштабов производства. Чем выше эта зависимость (чем больше бизнес — тем меньше издержки), тем сложнее потенциальным конкурентам будет нас догнать.
  • Насколько дифференцированы наши услуги. Чем они уникальнее, тем сложнее с ними конкурировать.
  • Какие минимальные инвестиции потребуются конкурентам для того, чтобы начать бизнес, конкурирующий с нашим.
  • Каковы издержки покупателей, связанные с заменой ваших услуг на услуги конкурентов. Например, смена оператора сотовой связи: все, кто еще не успел узнать новый номер, не смогут до вас дозвониться. Соответственно, у вас возникают издержки переключения (для того, чтобы снизить их, и была придумана переадресация звонков).
  • Насколько открыт доступ к каналам закупок товаров и услуг, которые требуются для работы аналогичного бизнеса. Если в городе только у нас есть договор с поставщиками, которые имеют ограниченные ресурсы, то риски появления новых конкурентов незначительны — они просто не смогут купить эти товары.
  • Есть ли у нас ноу-хау, которое защищено авторскими правами.
  • Каковы «кривые обучения» у наших технологий. Для того, чтобы организовать работу, руководству нужно накопить определенный опыт. Хотя риск-менеджмент может ускорить этот процессу времени он все равно требует. В каком-то бизнесе меньше, в каком-то — больше. Естественно, что чем больше времени займет процесс обучения и приобретения опыта, тем меньше риски появления новых конкурентов.

Анализ этих факторов поможет вам оценить риски, связанные с появлением новых конкурентов и с соответствующим изменением спроса на ваши услуги.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: