И. Попок, гл. бухгалтер ООО «Сибнет», аттестованный профессиональный бухгалтер
Современный бизнес все более активно использует возможности сети Интернет. Из статьи вы узнаете, что такое «виртуальные деньги», какова технология расчета и учета операций в электронных платежных системах (далее – ЭПС).
Расчеты через ЭПС очень удобны: не надо открывать банковские счета, вести кассовые операции. Кроме того, данные о движении денежных потоков в электронном виде можно получить довольно быстро.
Для торговых предприятий преимущество в том, что не нужно содержать торговый зал, принимать на работу продавцов, проводить сертификацию рабочих мест и пр. А для фирмы покупателя – это, прежде всего, возможность «быстрого» приобретения и мгновенной оплаты товаров.
Про форму документов
Документы в ЭПС составляются в электронной форме (договора с оператором ЭПС, договора купли-продажи, акты приема-передачи, счета и пр.) и юридически признаются действительными на основании пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса. При этом стороны могут использовать электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП) для «идентификации» контрагента.
Ведь обмен электронными сообщениями, подписанными такой подписью (или другим аналогом собственноручной подписи) будет рассматриваться как обмен документами (п. 4 ст.
11 Закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
При осуществлении международных платежей для российских предприятий обязательно заключение письменных договоров (постановление ВС СССР от 23 мая 1990 г. № 1511-1). Отметим, что в этом случае к письменной форме приравнивают сообщения по телетайпу или телеграфу (ст.
Эволюции на современный мир, которые заставляют задуматься
13 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключена в Вене 11 апреля 1980 г.). Но электронная связь к таким сообщениям не относится.
Значит, договор, заключенный в режиме онлайн, не будет признан документальным подтверждением расходов.
Бухгалтерия. По требованиям бухгалтерского учета все первичные документы должны быть составлены по форме, предусмотренной в альбомах унифицированных форм.
Если таковые отсутствуют, то документ составляют по форме, утвержденной руководителем в приложениях к 83]учетной политикеорганизации. При этом он должен содержать обязательные реквизиты (п.
2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Целесообразно в 86]учетной политикепредусмотреть наличие цифровой подписи на конкретных документах. Документы, оформленные и подписанные уполномоченными на то лицами, бухгалтер примет к учету.
Минфин подтвердил, что использование в первичных учетных документах электронной цифровой подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, допускается (письмо Минфина РФ от 26 мая 2004 г. № 04-02-05/2/28). Но для этого должны быть соблюдены условия пункта 1 статьи 4 Закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Налоговая. А вот в налоговом учете действующим законодательством составление документов в электронном виде с заверением электронной подписью не предусмотрено.
И инспекторы отсутствие письменно оформленных документов могут использовать, например, как повод для признания необоснованности вычета по НДС. В частности, это касается счетов-фактур.
Ведь их составление в электронном виде не допускается (гл.
21 НК РФ), также как и использование ЭЦП (письмо Минфина РФ от 27 апреля 2001 г. № 04-03-11/69). Чтобы избежать возможных споров с ИФНС можно рекомендовать фирмам-пользователям системы заключать договора параллельно в письменной форме и обмениваться ими с контрагентами по почте (курьерскими службами и т.д.).
В итоге предприятию нужно иметь в бумажном виде с подлинными подписями и печатями договор с администратором сети, договоры с поставщиками, покупателями и подрядчиками, первичные бухгалтерские документы (счета, накладные, акты, счета-фактуры и пр.). После получения всех бумаг целесообразно было бы подшить их к электронным документам в качестве подтверждения последних.