Вы только начинаете осваивать бухучет? Тогда эта статья для вас.
Вы узнаете о двойной записи, проводках и уставном капитале. А также научитесь подводить итоги по счетам и заполнять баланс.
Зачем нужна двойная запись
Некоторые компании за день совершают десятки сделок. Что-то отдали, что-то получили… И хорошо, если оплата происходит одновременно с продажей.
Но часто бывает и так: товар отдали, а деньги за него на счет поступят только через месяц. Еще по одному договору оплата произойдет через полгода. По третьему — через два месяца и т.д.
Как тут не запутаться?
Для этого в бухучете есть закон сохранения стоимости и принцип двойной записи. Если компания что-то отдала, то в этот же момент она обязательно получила что-то взамен. И наоборот.
То есть у любой хозяйственной операции есть две стороны — приходная и расходная. При этом запись ведут на Т-образных счетах.
Каждый из них имеет приходную и расходную части, которые называют дебетом и кредитом.
Таким образом, не случайно любая операция в бухгалтерском учете записывается дважды. Сначала ее нужно провести по кредиту одного счета, а затем — по дебету другого.
Такое действие называется проводкой.
Как подводить итоги
Существует строго определенное количество счетов. На любое совершенное компанией действие бухгалтер составляет соответствующую проводку. А в конце месяца он подводит итоги. То есть определяет сальдо — остаток по каждому счету.
Как это происходит?
Сначала бухгалтер подсчитывает кредитовый и дебетовый обороты. Для этого он суммирует значения в каждой из половинок счета.
Полученные числа бухгалтер записывает и обводит синим, чтобы не перепутать с проводками. Предположим, что оборот по дебету больше оборота по кредиту. Тогда итоговое сальдо будет называться дебетовым.
Разницу между оборотами бухгалтер фиксирует внизу счета и обводит красным.
Почему нужно определять итоговое сальдо? Да потому что компания продолжает работать.
Бухучет для начинающих. Занятие №1
Полученные результаты по каждому счету переносят с прошлого месяца на текущий.
Из чего состоит бухгалтерский баланс
Данные счетов понадобятся при создании важного отчетного документа — бухгалтерского баланса. Его составляют по итогам каждого квартала, а после окончания года сдают в налоговую инспекцию. Интересно, что как и счета бухгалтерского учета, баланс состоит из двух половинок.
Их называют активом и пассивом. Разберемся, что они из себя представляют.
Уже при создании у предприятия появляются активы. Это могут быть деньги, оборудование, машины и т.д. Словом все то, что вносят учредители в качестве взносов в уставный капитал своего детища. А также то, что приобретает организация в ходе своей деятельности.
Например, компьютеры. Долги предприятия называют пассивами.
При составлении баланса важно помнить такое правило — сумма активов всегда должна совпадать с суммой пассивов.
Как заполнить баланс
Ну и что же, перечислять в балансе все активы и пассивы компании? Тогда в инспекцию придется вместо отчета на двух страничках отправлять толстенную книгу.
Нет, конечно. Все активы и пассивы делятся на несколько групп. Их называют статьями баланса.
Для каждой из них в бланке есть своя строка.
За единицу измерения в балансе принимают либо тысячи (тыс. руб.), либо миллионы (млн руб.) без десятичных знаков. Поэтому важно правильно округлять стоимость активов и пассивов, чтобы не нарушить точности отчета.
Готовые балансы надо хранить на предприятии не менее пяти лет. Ведь в каждом из них приведены данные за три года.
А это значит, что бухгалтер, проанализировав балансы, сможет получить истинную картину состояния дел в компании.
Как отразить одно событие и в активе, и в пассиве
Мы уже познакомились с принципом двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Заполнять баланс нужно аналогичным образом.
Если появился пассив, то должен появиться и актив. Как отразить дважды одно и то же событие в балансе?
Для ответа на этот вопрос разберемся, что такое уставный капитал.
Когда предприятие только создается, никакого имущества у него нет. Поэтому учредители дают компании в долг свои деньги или другие ценности, взамен получая акции или доли.
Так формируется уставный капитал. Это долг предприятия перед своими учредителями, его пассив. Что же будет активом? Стоимость выпущенных акций или размер предполагаемых долей.
Ведь предприятие может их продать и получить деньги или другое имущество. Все, что должны предприятию, — это его дебиторская задолженность. Учредители обязаны обеспечить оплату уставного капитала.
А пока они не выкупили или не продали свою долю, они перед компанией в долгу.
Таким образом, в пассиве нужно сделать запись в строке «Уставный капитал», а в активе — в строке «Дебиторская задолженность».
Продолжение в статье «Как вести учет собственных разработок и доходных вложений и откуда берется НДС»