Капстроительство, ремонт: госзакупки

Размещение государственного и муниципального заказа на капитальный и текущий ремонт имеет особенности и во многом не урегулировано. Избежать ошибок при проведении торгов помогут разъяснения Павла Николаевича КОРНИЛОВА, ведущего юрисконсульта Института госзакупок РАГС.

Возможные варианты размещения заказов ограничены

Отметим, что тратить средства на ремонтные работы можно только с соблюдением норм, прописанных в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Аукцион позволено проводить всегда, конкурс — в отдельных случаях

Главным способом размещения заказа на выполнение строительных и ремонтных работ является аукцион (ч. 1 ст.

32 Закона № 94-ФЗ). В этом случае фактором победы и получения подрядного контракта является исключительно самое низкое ценовое предложение, а надежность и опыт контрагента значения не имеют (не удивительно, что данное положение в законодательстве до сих пор остается одним из наиболее критикуемых).

Исключение составляют проектные работы, а также строительство и ремонт особо опасных и технически сложных объектов — их можно закупать на конкурсе.

Упрощенные способы размещения заказа применять нельзя?

Для оплаты автору проекта выполнения надзора за строительством в Законе № 94-ФЗ предусмотрена возможность заключения контракта с единственным подрядчиком (п. 24, 25 ч. 2 ст.

55 Закона № 94-ФЗ).

В остальных случаях право заказчиков проводить на строительные и ремонтные работы запрос котировок или заключать договоры с одним контрагентом до 100 000 руб. является спорным.

С одной стороны, положение части 4.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ однозначно требует от заказчиков проведения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт только аукциона (это ограничение не распространяется на текущий ремонт, который по законодательству можно закупать как на аукционе, так и путем простых процедур). И закупать эти работы путем запроса котировок или заключения договоров до 100 000 руб. нельзя.

С другой стороны, правоприменительная практика пошла сегодня все же по другому пути, суть которого закреплена в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 29 апреля 2008 г. № 5683-АП/Д05, № АЦ/10328. В нем говорится, что по логике Закона № 94-ФЗ не разрешается только проведение конкурса, а на использование таких способов размещения заказа, как запрос котировок и у единственного поставщика (подрядчика), запрета нет.

Полагаю, что данный подход следует применять с осторожностью, ведь разъяснения и письма не обладают общеобязательным характером нормативного правового акта. В связи с чем они могут быть не приняты во внимание такими контролирующими органами, как прокуратура, счетные палаты, а также судами.

Требование о детальном описании работ надо соблюдать

Еще важным моментом является то, что обследование объекта и составление подробного задания на выполнение ремонтных работ считается задачей заказчика. И ведомость объемов работ, а в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, и вся проектная документация должны быть у бюджетного учреждения на руках до начала проведения процедуры аукциона, запроса котировок.

Напомню, что нельзя требовать от будущих подрядчиков составления сметы или других проектных документов в составе подаваемых ими заявок или перед заключением контракта.

Показатели не должны меняться

Не забудьте и о том, что ведомость объемов работ и смета (при ее наличии) должны полностью совпадать на всех стадиях приобретения ремонтных работ: от размещения на сайте извещения об объявлении процедуры до сдачи-приемки выполненных по контракту работ. То есть техническое задание из документации копируется в заключаемый с победителем контракт, а затем переходит без изменений в акты приемки.

Отмечу одно из наиболее распространенных нарушений действующего законодательства в настоящее время. Это подписание должностными лицами заказчиков приемочных документов, которые по составу и объему работ хоть незначительно, но отличаются от первоначально включенного в контракт задания.

Такой подход неверен и может повлечь наказание.

Цену устанавливают один раз

При исполнении контракта нельзя менять не только виды, объем работ, но и цену контракта. Стоимость работ фиксируется при объявлении заказчиком процедуры в текущих ценах и не может быть пересчитана (увеличена) впоследствии.

Кроме этого, напомню, что при проведении открытой конкурентной процедуры заказчик не вправе каким-либо образом ограничивать подрядчиков, претендующих на контракт, в размере предлагаемого ими снижения цены работ. С точки зрения Закона № 94-ФЗ, а также уполномоченных органов (см. например письмо Минэкономразвития России от 19 июня 2008 г. № Д05-2451) заказчик не должен сомневаться или проверять реальность выполнения заказанных им работ за цену, предлагаемую победителем.

Как зарегистрироваться на портале госзакупок?


Главное, чтобы это была самая низкая цена из всех предложенных. Теоретически это может быть снижение цены не только на 30, 50 процентов, но даже согласие выполнить работы бесплатно.

Не на все работы нужна лицензия

Нельзя забывать и о том переходном этапе, на котором находится сейчас строительная отрасль в России.

Во-первых, в течение 2009 года государственное регулирование (лицензирование) постепенно заменяется на саморегулирование. А начиная с 1 января 2010 года единственным документом, дающим право на выполнение отдельных работ (по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту), будет свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к таким работам.

Значит, и в заявках на участие в аукционе должны будут прикладываться уже не лицензии, а документы о допуске.

Во-вторых, в этом году вступил в силу новый перечень работ и услуг в сфере строительства, которые требуют лицензирования или допуска саморегулируемой организации (приказ Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274). В частности, там оговорены ремонтные работы по устройству кровель, монтажу стен из панелей типа «сэндвич» и полистовой сборки, монтажу деревянных конструкций, устройству (монтажу) внутренних и наружных инженерных систем (сетей), коммуникаций, оборудования.

На работы, которые в перечне не упомянуты (в том числе генеральный подряд, технический надзор, функции заказчика застройщика), теперь не требуется специальных разрешений.

Соответственно при рассмотрении заявок на участие в аукционе учреждению следует разбираться по новому перечню: действительно подрядчик должен иметь какую-либо лицензию (допуск) или для выполнения контракта этого не нужно.

Не ошибитесь в определении одноименности работ

Для тех учреждений, которые для себя решили применять запрос котировок и договоры с единственным подрядчиком на сумму до 100 000 руб., напомню следующее. Понятие одноименности, ограничивающее эти закупки, в настоящее время раскрыто в части 19 статьи 65 Закона № 94-ФЗ.

Вместе с тем заказчикам настоятельно не рекомендуется злоупотреблять мелкими закупками, оправдывая уход от аукциона или запроса котировок подробной детализацией (делением) товаров (работ, услуг) на разноименные. Например, если придерживаться Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг 004-93 (ОКДП), многие ремонтные работы будут входить в одну группу, хотя при этом они различаются по функциональным характеристикам и не могут быть взаимозаменяемыми.

Так, все работы и услуги по монтажу оборудования входят в группу, обозначенную кодом 453000, а услуги по завершению строительства — в группу с кодом 4540000. Следовательно, работы внутри этих групп могут посчитать одноименными.

А заказчики в нарушение Закона № 94-ФЗ очень часто пытаются закупить их по отдельным договорам, каждый из которых доходит до 100 000 руб. в квартал. Также следует предупредить, что одинаковые работы, выполняемые на разных объектах заказчика (по разным адресам) считаются одноименными.

А значит, предельные размеры для договоров и запроса котировок в 100 000 и 500 000 руб. в календарный квартал следует считать по сумме всех объектов, а не по каждому в отдельности.

Предусмотрите гарантии по контракту

Что касается средств защиты от недобросовестных подрядчиков, сначала сбивающих цену в аукционе, а потом срывающих исполнение контракта, они стандартны. Это:

— требования в документации об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта;

— уменьшение или полный отказ заказчика от аванса по контракту;

— подробное описание требуемого качества работ в техническом задании, а также порядка приемки работ и штрафных санкций в проекте контракта.

В запросе котировок могут быть использованы все методы кроме первого.

Полезно помнить, что на строительные закупки в полной мере распространяются требования Закона № 94-ФЗ о возможности заказчика ссылаться в техническом задании на желательные ему товарные знаки тех или иных материалов и оборудования (ч. 3 ст.

34, ч. 2 ст. 45 Закона № 94-ФЗ).

Но только с обязательным добавлением слов «или эквивалент» (например, «монтаж розеток двойных «Legrand Mozaik» или эквивалент», «установка плинтусов из хвойных пород «Tarkett» или эквивалент» и т. д.).

Кроме этого в техническом задании не стоит забывать о некоторых важных «мелочах» — например, уточнять, что цвет окрашиваемых поверхностей согласовывается с заказчиком или предусматривать вынос и вывоз мусора силами подрядчика и др.

Изменять условия контракта не разрешается

Подводя итоги, замечу, что в ходе исполнения контракта может возникнуть потребность в корректировке видов и объемов работ, предусмотренных техническим заданием. В таком случае заказчику придется расторгнуть прежний контракт и провести новую процедуру размещения заказа на уточненный состав работ.

Ведь по общему правилу менять условия контракта нельзя. Временное исключение из этого правила (введено ч. 10 ст.

65 Закона № 94-ФЗ), позволяющее в контрактах, заключенных по результатам конкурса или аукциона, изменить объем работ в пределах 10 процентов от первоначального, действует до 1 января 2010 года. Иные поправки в контракте вызовут претензии со стороны финансовых ревизоров и других контролеров даже в случае, если общая цена работ не корректировалась.

Изменение потребности заказчика, выявление скрытых работ или обнаружение ошибок в первоначальной смете, к сожалению, никак не меняют установленный законодательством запрет на изменение условий контракта.

Семинары по теме «Учет в бюджетных организациях»

01 января
Привлечение внебюджетных средств автономными и бюджетными учреждениями

18 декабря — 28 декабря
Особенности бухгалтерского учета и налогообложения материальных запасов и основных средств государственных (муниципальных) учреждений

18 декабря — 28 декабря
Проверки и ревизии: профилактика и минимизация рисков при организации финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений

19 декабря — 22 декабря
Оплата труда работников бюджетной организации

19 декабря — 29 декабря
Порядок составления и представления государственными (муниципальными) учреждениями бухгалтерской (финансовой) отчетности

19 декабря — 25 декабря
Платные услуги. Особенности учета предпринимательской деятельности в гос.секторе

19 декабря — 22 декабря
Финансовый контроль в бюджетной сфере

25 декабря
(Он-лайн семинар) Учетная политика в организациях государственного сектора

25 декабря
Годовой отчет за 2017 год в организациях государственного сектора

31 января — 02 февраля
ГИИС Электронный бюджет.

Подсистема Учет и отчетность. Подсистема Управление расходами. Практический курс
еще

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: