Когда недоимка налог уменьшает

Наталия ЗАЙЦЕВА

Инспекция доначислила фирме налоги. Эту неприятность несколько скрашивает то обстоятельство, что обнаруженная недоимка должна уменьшить базу по налогу на прибыль(если, конечно, компания задолжала бюджету не НДС или акцизы).

Но базу какого года: того, за который у фирмы образовался долг перед бюджетом, или того, в котором она признала претензии инспекции и доначислила недоплаченные налоги?

Начисленные в соответствии с законодательством налоги, сборы и таможенные пошлины уменьшают базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст.

264 НК). Исключение могут составить плата за «сверхнормативное» загрязнение окружающей среды и налоги, которые фирма предъявляет своим покупателям (п.

4 и 19 ст.

270 НК). Их в расчет налога на прибыль включить нельзя.

Момент признания налогов в составе прочих расходов – это дата их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК).

Если все налоги в фирме начисляют вовремя и полностью, то следовать этому правилу легко. А если нет и начислять налоги приходится после того, как налоговые инспекторы обнаружат недоимку прошлых лет?

Или же после того, как вы оспорили эту недоимку в суде и проиграли? Подобные случаи более сложные, поскольку здесь в дело вмешивается пункт 1 статьи 54 Налогового кодекса.

Можно копаться в прошлом…

При обнаружении в расчете налоговой базы ошибок, относящихся к прошлым налоговым периодам, этот пункт предписывает пересчитать базу в периодах их совершения. Недоимка за прошлые годы, которую обнаружила инспекция, представляет собой результат ошибки.

А значит, и в уменьшение базы по налогу на прибыль доначисленные суммы не были списаны точно так же – в результате ошибки. Поскольку ошибка эта прошлого периода, то за прошлый же период и пересчитываем базу по налогу на прибыль – в силу прямого указания пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса.

The Progressive Income Tax: A Tale of Three Brothers


Сдавать уточненную декларацию в случае излишней уплаты налога необязательно (ст. 81 НК обязывает это делать, только если исправляемая ошибка привела к занижению налога), однако без нее в инспекции вряд ли согласятся признать за фирмой переплату.

Скорее всего именно на этом подходе будут настаивать налоговые инспекторы. Они убеждены: налоги и сборы следует включать в прочие расходы вовсе не того периода, которым датированы декларации по ним, а того, за который эти декларации составлены (письма Управления МНС по г. Москве от 27 января 2004 г. № 26-12/05495, от 29 сентября 2004 г. № 26-12/ 62980).

Однако предложение так поступить вряд ли приведет бухгалтера в восторг: «уточненки» – это дополнительная работа для него и лишнее внимание со стороны инспекции. Кроме того, не исключено, что уточнять придется налогооблагаемую прибыль периода более чем трехлетней давности (если, например, вы безуспешно попытались оспорить недоимку в суде и арбитражное разбирательство окончилось, когда ей «исполнилось» уже больше трех лет).

А это всегда означает серьезные трудности в списании расходов.

В Минфине убеждены: если в фирме обнаружили, что больше трех лет назад какие-то расходы по ошибке не попали в расчет налогооблагаемой прибыли, то о них следует забыть. По мнению чиновников, пересчитать налоговую базу периода, к которому эти расходы относятся, нельзя.

Причина такова: налоговой проверкой могут быть охвачены только три предшествовавших ей года, более ранние периоды налоговики проверять не вправе (ст. 87 НК).

А раз наличие расходов более чем трехлетней давности не поддается проверке, значит, их, в понимании специалистов Минфина, вроде как и не было. Конечно, к случаю, когда включаемую в расходы недоимку налоговики сами же и начислили, аргументация Минфина малоприменима.

Ведь и сумму расходов, и период их возникновения инспекторы выявили и подтвердили сами, и проверять их уже не требуется. К тому же эту логику не поддерживают суды (постановление ВАС от 7 февраля 2006 г. № 11775/05).

Но от этого нисколько не легче: пусть даже уточненную декларацию инспекторы у фирмы примут и переплату налога признают – ни вернуть ее, ни зачесть инспекция не согласится. Статья 78 Налогового кодекса позволяет подать заявление о возврате налоговой переплаты не позже чем через три года после ее возникновения.

Высший Арбитражный Суд распространил это ограничение и на заявление о зачете переплаты (постановление от 29 июня 2004 г. № 2046/04). Это, как указал Конституционный Суд (определение от 21 июня 2001 г. № 173-О), еще не означает невозможности вернуть свои деньги из бюджета, однако возвращать их придется уже вне рамок налоговых отношений, через суд.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: