Может ли психолог быть hr-ом?

Хочу обратиться к тем психологам, которые подумывают об HR-карьере. И сказать им, что быть и HR-ом и психологом одновременно – невозможно.

И это надо очень чётко понимать.

Но, давайте по-порядку.

После выпуска психологи часто сталкиваются с не очень-то приятной реальностью: на психологии много не заработаешь. Большинство психологических вакансий относятся к бюджетной сфере, а там, понятное дело, не золотые горы.

Некоторую отдушину можно усмотреть в частной практике, но этот вариант подходит далеко не каждому. И вот тут появляется вполне логичная, на первый взгляд, идея: а почему бы не «зацепить» и психологию организационную?

Мол, по выходным я веду консультации и тренинги личностного роста, а днём занимаюсь подбором, обучением, мотивацией, и так далее, в какой-нибудь коммерческой фирме.

Идея выглядит очень здравой, и обещает существенное повышение жизненного уровня. А главное – ведь реально же есть, что сказать на HR-ском поприще!

Курс психодиагностики пройден.

Конфликтология прослушана. Теории мотивации усвоены. Про психотренинг известно если не всё, то многое.

В общем, багаж знаний всяко поболе, чем, допустим, у HR-ов, «выросших» из продажников.

И, что самое главное: «непсихологический» HR никогда не сможет дать профессионального совета по личностным проблемам, а ведь, как известно, именно это и становится основой всех производственных конфликтов!

Напротив, эйчар-психолог способен, например, указать директору на неосознаваемое поведение или личностные стереотипы, мешающие работе компании. Или, скажем, помочь сотруднику разобраться, почему тот много работает, но ничего не успевает: чувство ответственности заставляет его брать на себя больше, чем он способен выполнить.

Поработаем с этим чувством и получим эффективного сотрудника!

Психолог — Смешарики 2D | Мультфильмы для детей


Короче, карьерные перспективы тут рисуются вполне завораживающие. Но рисуются они совершенно напрасно.

Дело в том, что психолог не может быть HR-ом, и наоборот.

Как же так? Как быть с тем, что подавляющее большинство нынешних HR-ов (в том числе – весьма успешных!) – выпускники психфаков? А быть очень просто.

Знаете шутку, любиму всеми психологами? «Женщина-психолог – не психолог, мужчина-психолог – не мужчина».

Вот примерно так же и тут. Менеджер по персоналу – это уже очень далеко от всего того, чему учили психолога в институте.

Момент первый, но не главный – знания и подготовка. Большая часть знаний, полученных психологом, не подходит под реалии бизнес-организации.

Психодиагностика?

Нет времени и проводить батарейное тестирование, собеседование с кандидатом – тридцать минут в лучшем случае. Конфликтология?

HR-менеджер включён в социальные взаимоотношения в компании, а потому на роль третейского судьи не годится. Психотренинг?

Отлично, нам нужны технологии «боевых говорунов», продажи снега эскимосам, преодоления барьеров и возражений. Вы готовы встать перед десятью матёрыми продажниками, ежедневно проводящих миллионные сделки, и показать им класс?

С какой тут стороны ни подойди – все знания, полученные на психфаке, нуждаются в серьёзных коррективах и пополнении. Поэтому карьера HR-а для психолога начинается с той же переподготовки, как и для представителя любой другой профессии.

Стажировка, литература, курсы.

Разве что чуть проще разбираться с терминами.

А вот второй момент – принципиальный. Главная разница между психологом и HR-ом вовсе не в знаниях, их-то можно набрать быстро, особенно по отдельной узкой теме.

Главное же различие, которое и делает невозможным работу психолога в коммерческой организации – позиция по отношению к людям.

Клиент психолога – индивид. Психолог помогает индивиду обрести комфорт существования.

Разрешить внутренний конфликт, стать эффективнее во внешнем взаимодействии и так далее.

Клиент HR-а – организация и её бизнес-процессы. Организации нет дела до личностных проблем сотрудников, её основная цель – экономическая эффективность.

И HR должен добиваться не комфортного существования индивида, а достижения главной цели своей организации. Люди должны работать, и работать хорошо.

Если же с людьми возникают проблемы, то организация этих людей меняет. Естественно, в нормально работающей организации достигнут компромисс между её интересами и интересами сотрудников.

Организация готова до определённого момента учитывать интересы индивидов.

Но суть от этого не меняется – менеджер по персоналу всегда находится не с той стороны баррикады, с которой сидит психолог.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: