Multi-firm. каким будет управление в компаниях будущего?

Зарина Гафитулина США Впечатляют успехи Apple и Google? Лучшие компании мира меняют свои организационные структуры. Функциональная, матричная и прочие модели уходят в прошлое.

Будущее за Multi-Firm Network.

Почему вам следует взглянуть на бизнес по-новому, рассказывает Зарина Гафитулина.

Зарина Гафитулина

Почему Стив Джобс ушел из Apple в 1985? Он сел в машину и уехал более чем на десять лет, потому что у него забрали группу разработки компьютера Mac, который был его детищем.

Одним из разногласий между исполнительным директором Apple того времени Джоном Скалли и Джобсом была организационная структура компании. Стив всегда был ориентирован на продукт, команда Macintosh была отдельной проектной командой, которая имела все свое, включая бухгалтера.

Скалли же видел будущее за функциональной организационной структурой и построил такую после ухода основателя компании. Команда Macintosh перестала быть самостоятельным подразделением…

Но Стив был прав. Прошло почти двадцать лет, большинство современных компаний используют матричную, продуктоориентированную структуру.

Функциональная организационная структура осталась в прошлом веке.

Сотрудники Google, когда их спрашиваешь, чем они занимаются, в первую очередь рассказывают про тот сервис Google, в команде которого они работают. В Apple есть подразделение розничной торговли, обеспечивающее поддержку магазинов Apple по всему миру, и их специалисты тоже будут говорить о продукт: «Запускаем новый iPad, создаем сервис» и так далее.

Отдельно стоит отметить продавцов магазинов Apple. Как вы думаете, что является их продуктом?

На что они ориентированы?

И вот тут начинается следующая эра в развитии организационных структур. На что теперь стремятся быть ориентированы компании Кремниевой Долины?

К чему еще всегда стремился Стив Джобс?

Организационная структура должна обеспечивать поддержку стратегии компании. С точки зрения бизнес-единиц владение Apple собственной сетью магазинов является вертикальной интеграцией последующего этапа в цепочки создания стоимости после производства.


Продуктом самого Apple являются различные устройства. Продуктом любого продавца является мотивированный клиент.

Как это связать в единую стратегию?

Когда Стив Джобс открывал первый магазин Apple, он не задавал вопрос «Как мы увеличим нашу рыночную долю с X% до (X+Y)%?». Вместо этого он спрашивал «Как мы обогатим жизнь людей?».

Специалисты магазинов Apple не продают как можно больше товаров, они продают пользу, ощущения, атмосферу от использования продуктов Apple. И совместно со своими коллегами по разработке и производству продуктов они обогащают нашу жизнь!

Текущая организационная структура Apple позволяет обеспечить взаимодействие между созданием продукта и его продажей. Специалисты магазинов входят в команду разработки и регулярно приезжают в Купертино, а специалисты по разработке сервисов тестируют свои приложения, физически находясь в магазине Apple.

То есть, если говорить в общих терминах, обеспечена максимальная кооперация поставщика и потребителя услуг. И все для того, чтобы наша жизнь стала богаче!

Вертикальная интеграция, впрочем как и горизонтальная, в рамках одной компании ? привычная практика, особенно для крупных корпораций. Но смотрите, что происходит.

Apple и Google являются конкурентами на рынке смартфонов, тем не менее в iPhone по умолчанию стоит приложение Google Maps.

В США и Австралии создаются open space офисы, в которых компании не разделены в пространстве, а наоборот поощряют своих сотрудников к общению со специалистами соседей и обмену идеями. IBM, Intel и шесть других компаний создали сообщество по совместной разработке серверной платформы.

Компании пересматривают свои взгляды на конкуренцию и партнерство, интегрируются между собой, а значит, организационная структура будущего должна обеспечить возможность такого взаимодействия. Новый тип организационной структуры получил название Multi-Firm Network, сеть многих компаний, и в явной и неявной форме уже развивается.

От ориентира на продукт происходит переход к ориентиру на обогащение человечества.

«Люди, которые достаточно безумны, чтобы думать, что они могут изменить мир, это те, кто, действительно, его меняют» гласила рекламная кампания Apple в 1997 году. «Think different». Подумайте, что ваша компания может дать новое этому миру, и в свете этой идеи посмотрите по-новому на своих клиентов, на свой продукт, на своих поставщиков, на своих партнеров, на своих конкурентов, и обеспечьте возможность нового типа взаимодействия с помощью новой организационной структуры.

При подготовке статьи были использованы материалы Strategic Questions for an Accelerating World, The Architecture of Collaboration, Collaborative Communities: The Future of Organizational Design, 10 Things You Can Learn From the Apple Store. 

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: