Мы поедем, мы помчимся

Российский авторынок вытаскивают из пропасти. Опять.

Новости с автомобильного рынка напоминают «лучшие» времена 2009 года. Объемы производства автомашин опять падают. Продажи новых автомобилей снижаются.

Автокредиты банки выдают все менее охотно. «Автоваз» и «Камаз» в очередной раз просят поддержки государства. Что же произошло?

Автопромышленность и продажи автомобилей как немного ранее — туриндустрия принимают на себя первый удар назревающих проблем в российской экономике. Число продаж новых автомобилей упало за январь-июль 2014 года на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года.

Причем падение объемов продаж нарастает. В мае сокращение составило 12%, в июне – 17%, в июле – уже 23% в сравнении с аналогичными месяцами прошлого года.

Основными причинами спада и производители, и продавцы автомобилей называют прекращение роста реальных доходов россиян, снижение курса рубля, рост цен на автомобили и окончание программ господдержки.

Объемы выданных банками автокредитов тоже снижаются. Число выданных за первое полугодие 2014 года автокредитов сократилось на 18,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а их объем – на 9,3%.

Тут основной причиной стало ужесточение кредитной политики многих банков, закредитованность россиян и рост процентных ставок по автокредитам. А ведь около половины автомобилей в прошлом году были проданы в кредит.

И на 2014 год банкиры еще недавно прогнозировали рост этой цифры до 60%!

Что же предпримет государство? Ведь мы уже видели, как несколько ранее российский туристический бизнес начал складываться подобно карточному домику, а государство бездействует. Думаю, это оттого, что в турбизнесе ситуация принципиально другая, чем в автопроме.

Основную роль на рынке туристических услуг играли частные предприятия. Причем этих предприятий было много, и ни одно не занимало значительную долю рынка.

Надежды на возрождение внутреннего туризма в этих условиях немного. Кто рискнет сейчас вкладывать инвестиции в развитие внутреннего туризма, которые должны окупиться в лучшем случае через несколько лет?

Сегодня явно не лучшее время для подобных проектов. Исключение – поддерживаемые государством южные курорты – новоприобретенный Крым и ставший вдруг менее важным Сочи.

«Мы поедем, мы помчимся…»


Поэтому простое решение, многократно опробованное и на компаниях, и на банках – дать много дешевых государственных денег 2-3 самым крупным компаниям, в части турбизнеса сработать не могло.

В автомобильной промышленности ситуация принципиально иная. Есть несколько крупнейших отечественных производителей, традиционно занимающих значительную долю рынка и традиционно рассчитывающих на помощь государства.

Кроме того, на автомобилестроение завязаны многие другие сопутствующие компании – от металлургов и поставщиков запчастей до салонов продаж автомобилей. Падение объемов продаж автомобилей скажется и на всех этих компаниях.

Причем простым сокращением персонала дело тут явно не обойдется. В отрасли уже заговорили о возможных банкротствах автосалонов, часть которых сильно закредитована банками еще в период бурного роста российского авторынка.

Как же автопроизводители и автосалоны смогут выйти из сложившейся тупиковой ситуации? Чаще всего они рассчитывают на поддержку государства.

Государство, думаю, вполне готово поддержать своих любимых отечественных автопроизводителей. Хотя слово «отечественный» по отношению даже к «Автовазу» сейчас выглядит явной натяжкой.

На самом деле помощь уже в пути! С 1 сентября заявлена новая госпрограмма поддержки отечественного автопрома.

Теперь россияне смогут рассчитывать на скидку от 50 до 90 тыс. рублей при покупке легкового автомобиля российской сборки, если они сдадут на утилизацию старую машину. Не забыли и про предпринимателей – они тоже смогут рассчитывать на скидку от 50 до 350 тыс. рублей.

Сумма скидки будет зависеть от того, какой автомобиль вы покупаете. Программа рассчитана на продажу 170 тыс. автомашин, на нее выделено 10 млрд. рублей бюджетных средств.

Еще раньше был введен запрет на госзакупки автомобилей, произведенных за пределами России, Белоруссии и Казахстана.

Впрочем, даже авторы новой программы по выкупу автохлама считают, что она не сможет остановить спад объемов продаж автомобилей, и по итогам 2014 года продажи будут меньше прошлогодних. Поэтому в Минэкономразвития сейчас продумывают дополнительные меры поддержки автопрома.

Возможно, будет вновь применено и хорошо зарекомендовавшее себя ранее субсидирование государством процентных ставок по автокредитам. Кроме того, не стихают разговоры о возможном введении Россией ответных санкций в области автопрома.

Говорят об обсуждении в правительстве ограничений на ввоз в страну легковых автомобилей из «недружественных» стран ценой до 800 тыс. рублей.

Конечно, есть и более простые, надежные и не требующие прямой материальной поддержки государства методы. Например, обеспечить рост экономики за счет развития частной инициативы и предпринимательства.

А в результате – обеспечить дальнейший рост реальных доходов россиян достаточно высокими темпами. Богатеющие россияне сами начнут покупать новые машины и обеспечат столь желанный государству рост производства и потребления.

Но, думаю, сегодня эта мера поддержки проблемных отраслей экономики выглядит маловероятной из всех возможных.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: