Обзор банковского законодательства за период с 1 по 7 июня 2009 г

Отражены основные изменения в банковском законодательстве: установлен правила по приему платежей физических лиц, снижена ставка рефинансирования.

Правовое регулирование банковской деятельности

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

Федеральный закон разработан в связи с принятием ФЗ О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами.

Определяются условия приема платежей от физических лиц банковскими платежными агентами — организациями, не являющимися кредитными, и индивидуальными предпринимателями. Для приема таких платежей агент должен заключить договор с кредитной организацией.

При этом агент не вправе передоверить прием платежей другим лицам.

Для расчетов по приему платежей банковский платежный агент должен использовать отдельный банковский счет и сдавать в банк все полученные от граждан деньги. Правительством РФ может быть ограничен перечень товаров, работ, услуг, оплата которых возможна через банковских платежных агентов.

Устанавливается обязанность агентов использовать зарегистрированную в налоговых органах контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой. Агент может использовать только платежные терминалы или банкоматы, оснащенные ККТ.

Применение иных устройств для приема платежей граждан без участия уполномоченного лица агента не допускается. За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность.

Прием платежей должен подтверждаться выдачей кассового чека. Приведен перечень обязательных реквизитов кассового чека.

Регламентирован порядок применения терминалов и банкоматов кредитными организациями.

На операторов по приему платежей возложена обязанность соблюдать законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов. Они должны идентифицировать лиц, осуществляющих платеж, если сумма платежа превышает 15 тыс. руб.

Кроме того, конкретизирован порядок идентификации клиентов кредитных и почтовых организаций при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств. Уточнены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и имуществом, при обслуживании иностранных публичных должностных лиц.

Россия взяла курс на вымирание. Забудьте об индексации и детских пособиях [25.07.2018]


Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

(информация рассылки сайта http://www.garant.ru)

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.

Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.

В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или кассу ИП.

Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы обеспечения могут быть разными — неустойка, залог, банковская гарантия и др.

Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.

Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.

Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

(информация рассылки сайта http://www.garant.ru)

Информация ЦБР от 4 июня 2009 г.

С 5 июня 2009 г. ставка рефинансирования ЦБР снижается с 12 до 11,5 % годовых. В 2009 г. это происходит уже в третий раз (последнее понижение — с 12,5 до 12 % годовых, начиная с 14 мая).

Аналогичным образом (на 0,5 процентных пункта) снижаются ставки по кредитам овернайт, ломбардным кредитам, по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами, по операциям прямого РЕПО (на сроки 1 и 7 дней), сделкам валютный своп, депозитным операциям ЦБР, проводимым по фиксированным ставкам.

Также на 0,5 процентных пункта снижены минимальные процентные ставки по операциям предоставления ликвидности, проводимым на аукционной основе.

(информация рассылки сайта http://www.garant.ru)

Ведущий обзораСветлана Свинчукова — zakon@bankir.ru

На рассылки сайта Банкир.Ру можно подписаться/отписаться по адресу — http://www.bankir.ru/about/mail 

 

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: