Почему люди становятся предпринимателями

Григорий Милов

Анастасия Дагаева

Михаил Малыхин

Экономисты сумели выделить основные факторы, приводящие людей в России, Бразилии и Китае к решению начать собственный бизнес. Оказалось, что эти факторы можно разбить на три группы: психологические, социальные и внешние.

Причем ни одну из них нельзя сбрасывать со счетов.

Что заставляет людей становиться предпринимателями? До недавних пор ответ на этот вопрос можно было найти лишь в работах социологов и психологов.Экономическая наука практически ничего не знала о мотивации предпринимателей”, — говорит Екатерина Журавская, научный руководитель Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).

Социологи утверждали, что решение стать 98]предпринимателемпредопределяет окружение и среда, а психологи — что все дело в личных качествах людей. “Мы попытались взглянуть на эту проблему глазами экономистов”, — говорит Журавская.

Работа над проектом началась в 2003 г в России. “Уже первые результаты показались нам занимательными, — отмечает Журавская. — Нам удалось выделить три группы факторов, предопределяющих решение человека начать собственный бизнес”. Первая группа — социальная.

Оказалось, что в кругу близких знакомых большинства опрошенных предпринимателей были директора и владельцы бизнеса. Вторая группа — индивидуальные характеристики предпринимателей.

Выяснилось, что по своим личным качествам 99]предпринимателизаметно отличаются от не предпринимателей. У них совсем другая система ценностей.

Как правило, предприниматели более оптимистичны и гораздо серьезнее относятся к работе, отметила Журавская.

Но, пожалуй, главная отличительная черта даже не в этом. В предпринимателях по сравнению с остальными людьми гораздо сильнее развит дух состязательности.

Для многих из них занятия бизнесом — это своеобразный спорт. И как и в каждом виде спорта, главная цель — набрать как можно больше очков.

В России и Китае такими очками, как правило, выступают деньги.

Даже если на такого человека свалится куча денег, он не прекратит заниматься бизнесом. Третья группа факторов связана с бизнес-климатом в регионе. “Изначально мы предполагали, что эта третья группа будет оказывать решающее влияние.

Почему девочки не становятся предпринимателями? (Прогулки с Клёпой)


Но оказалось, что это не так”, — говорит Журавская.

Российские предприниматели рассказывают, что создавали свои компании не благодаря внешним условиям, а скорее вопреки им. Руслан Пашков, владелец продовольственный компании “Гурман”, открыл свое дело после того, как его обманул начальник. “Я понял, что лучше быть независимым от других людей и брать ответственность в свои руки”, — рассказывает он.

Для каждого 96]предпринимателяжизненно важны лидерские качества, умение видеть новое и быстро его перенимать и, разумеется, дух состязательности. А вот оптимизму Пашков отвел шестое место: “Я встречал немало оптимистов, но только единицы из них смогли добиться своего.

На одной вере в лучшее далеко не уедешь”.

Игорь Стоянов, президент и совладелец сети салонов парикмахерских “Персона”, тоже пришел в бизнес случайно. В 1991 г., сидя в парикмахерской, спросил своего мастера Олега Шевцова, сколько, на его взгляд, стоит сегодня открыть парикмахерский салон.

Цена показалась вполне доступной. Но на практике объем необходимых инвестиций оказался раз в 10 больше, говорит Стоянов.

Но назад дороги уже не было. “Мой друг-иностранец как-то сказал, что не знает ни одного русского, кто создал бы свой бизнес по плану.

Все говорят: по стечению обстоятельств. Наверное, он прав”, — размышляет Стоянов.

Российских предпринимателей он считает реалистами-романтиками.

Главное их качество — смелость: только смельчаки могли в 90-е решиться открыть свое дело. Кроме того, российские предприниматели должны обладать вниманием, отменной реакцией, уметь впитывать все новое, отмечает он.

Андрей Князев, президент и владелец коллегии адвокатов “Князев и партнеры”, всегда хотел зарабатывать много денег. А бизнес получился сам собой. “Во всем жадность виновата! — рассказывает Князев. — По ходу работы понадобился помощник, затем захотелось еще одного, еще… В 32 года я вдруг понял, что больше времени уделяю расчету их зарплаты, организации обучения и другим хозяйственным и техническим вопросам.

И открыл свою фирму”.

Еще один интересный результат исследования состоит в том, что предприниматели в среднем оказались гораздо более счастливыми людьми, говорит Журавская. Но только не надо думать, что предпринимательство делает людей счастливыми.

Дело скорее в другом. Люди, склонные чувствовать себя несчастными, либо никогда не становятся предпринимателями, либо оказываются неуспешными, отмечает она.

С этим выводом российские предприниматели спорить не берутся. Как можно жаловаться на судьбу, которую сам создаешь, недоумевают они. “Думаю, я счастлив: у меня есть любимое дело, меня знают, любят — что еще может пожелать настоящий мужчина?!” — отмечает Стоянов.

Но за этим счастьем стоит каторжный труд — бессонные ночи и работа из последних сил, отмечает он. “Я действительно чувствую, что пресловутый вопрос самореализации у меня решен, — говорит Князев. — Давно понял, что в работе главное не прибыль. Знаете, это как целоваться за деньги или по любви.

Пять лет целоваться за деньги просто не сможешь”.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: