Страшная сказка о банковском проклятии

Это происки злых волшебников. Причем проклятие, наложенное ими на банки, оказывается заразным: оно передается и другим экономическим субъектам, которые осмеливаются брать на себя отдельные банковские функции.

По количеству организаций, органов и структур, желающих поучаствовать в регулировании деятельности экономических субъектов, с банками в России не сравнится, наверное, никто. Кроме родного Центрального банка, вездесущих Минфина, ФНС и внебюджетных фондов, деятельностью кредитных организаций живо интересуются ФСФР, ФСФМ и Федеральное агентство по страхованию вкладов.

В последнее время к регуляторам подключились Федеральная антимонопольная служба и главный санитарный врач Геннадий Григорьевич Онищенко. Я уж не говорю про пожарников, охрану труда и прокуратуру.

Наверное, банковская деятельность какая-то заколдованная: иначе чем объяснить такое внимание всевозможных контролирующих структур к кредитным организациям? Ведь не интересом же к деньгам, являющимся основным объектом и предметом деятельности банков.

Регулятор не может быть меркантильным, его единственный мотив – защита закона и интересов потребителя.

Так что это, скорее всего, происки злых волшебников. Причем проклятие, наложенное ими на банки, оказывается заразным: оно передается и другим экономическим субъектам, которые осмеливаются брать на себя отдельные банковские функции.

Вот, скажем, терминальщики. Работали себе – работали, и на тебе: вышел в июле 2006 года Федеральный закон № 140-ФЗ.

Ну, вы помните: прием наличных от населения через терминалы можно осуществлять только при наличии соответствующего договора с банком. Так как это банковская операция.

Большинство заинтересованных лиц, правда, на выход закона никак не отреагировали. Ну просто никак.

Совсем другая песня началась после вступления в силу в ноябре 2007-го Указания Банка России № 1842-У, устанавливающего порядок применения Закона № 140-ФЗ. Хотя ничего принципиально нового по сравнению с законом указание ЦБ РФ не содержало.

Необъяснимый факт – колдовство, однако.

МВД, например, выпустило и разослало структурным подразделениям письмо, регламентирующее порядок проверки участников рынка приема платежей. «На местах» немедленно взялись за дело – разослали запросы крупнейшим участникам рынка с просьбой предоставить информацию о местах расположения терминалов и адресах операторов. Предполагалось, в частности, проверить «наличие постоянного рабочего места как минимум одного из сотрудников организации по адресу установки терминала».

Сказки Сутеева — Мешок яблок | Мультики для малышей


При отсутствии такового деятельность организации по приему платежей должна была считаться незаконной.

Тут бы и настали кранты терминалам, если бы не депутатский корпус. Глава комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник вовремя внес в Думу законопроект о внесении изменений в Закон о банках и банковской деятельности (законопроект № 485777-4 от 29 октября 2007 г.).

Согласно внесенной Резником поправке, должна быть узаконена сложившаяся сейчас ситуация, поскольку разрешается принимать платежи населения в счет оплаты услуг электросвязи, жилья и коммунальных услуг при наличии одного лишь договора с лицом, оказывающим услуги. Законопроект должен был рассматриваться 9 ноября, потом его рассмотрение перенесли на 14-е, затем на 16-е.

Дальше случились выборы, и Государственной Думе, видимо, стало не до него. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Тем не менее, отчасти свою задачу он выполнил – привлек внимание структур и ведомств, способных изменить создавшуюся ситуацию.

Активное участие в решении возникшей проблемы принял Минфин. По итогам заседаний и переговоров было объявлено, что в конце 2007 – начале 2008 года Минфин намерен урегулировать юридические коллизии, связанные с оплатой услуг сотовых операторов и ЖКХ через платежные терминалы.

В настоящее время принято решение о создании рабочей группы с участием представителей Минсвязи, антимонопольной службы, Госдумы, Минфина и Банка России для разработки изменений в законодательство. Предполагается, что термин «банковские операции» не будет применяться к платежам за данные услуги, либо будут разработаны какие-то иные варианты, защищающие права плательщиков.

Правда, все эти умиротворяющие известия появились лишь в виде пресс-релизов и публичных сообщений должностных лиц. В то время как действие Закона № 140-ФЗ и Указания ЦБ РФ № 1842-У не отменено и даже не приостановлено.

А слова, как известно, к делу не пришьешь.

А вот и последние известия с поля битвы: на сцене появился новый персонаж. Ассоциация региональных банков направила в Минфин свои предложения по регулированию рынка приема платежей.

Ассоциация «Россия», по информации «Коммерсанта», считает необходимым «оснастить каждый терминал контрольно-кассовыми машинами, которые будут ежедневно проверяться налоговиками». На таких условиях владелец терминала сможет работать без заключения договора с банком.

На сайте Ассоциации письмо приведено лишь частично, поэтому уточнить информацию насчет ежедневных проверок не удалось. Но вообще идея богатая.

Не то чтобы мне хотелось бы выглядеть Кассандрой, но плохие предчувствия имеют место. В будущем году, уважаемые владельцы терминалов, ждите.

Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу, и особенно – Финмониторинг.

И тогда рабочее место рядом с терминалом, ККМ и ежедневные проверки налоговиков покажутся вам детским лепетом – по сравнению с необходимостью идентифицировать каждого плательщика.

А вы думали, банковская деятельность – это легко?!

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: