Суверенизация рейтинговой индустрии

2 апреля в Государственной Думе РФ состоялся Совет Ассоциации региональных банков России по финансовому регулированию и денежно-кредитной политике. Обсуждался в этот день всего один вопрос: «Регулирование рейтинговых агентств: нормативно-правовой аспект».

Сухая формулировка повестки дня и в малой степени не передает напряжения, которое с первых же минут установилось в зале. Причина проста.

Реальное движение огромных финансовых потоков внутри страны у нас завязано на оценки, которые выставляют российским участникам рынка три американских рейтинговых агентства: Standard Poor’s, Fitch Ratings и Moody’s. Чтобы ценные бумаги компании попали, например, в Ломбардный список ЦБ РФ (важнейший механизм регулирования ликвидности в банковской сфере), они должны обладать определенным уровнем рейтинга от «большой тройки», только им доверяет Банк России.

Но сегодня в этом списке уже 15 эмитентов, которые одновременно оказались совсем в другом — «санкционном» — списке. В их числе такие отечественные гранды, как Внешэкономбанк, Газпромбанк, ВТБ, Россельхозбанк, Роснефть.

И прожитый год показал, что политическая нестабильность легко переносится на экономику — у компаний уже возникли трудности с поддержанием своих рейтингов. В любой момент зарубежные агентства могут им отказать в подтверждении ранее выданных оценок.

И что тогда — регулятор исключит их бумаги из Ломбардного списка? Или будет нарушать свои же правила игры?

Коллизия, к сожалению, не ограничивается сферой действия Центрального банка. Нормативная база Минфина РФ точно так же ориентируется на оценки «большой тройки».

На рынке пенсионных средств — та же история. Законодательство четко прописывает, что критерием надежности активов, в которые допускается инвестирование пенсионных накоплений, выступают рейтинги трех американских агентств.

9 Шокирующих Фактов об Корейской Индустрии Красоты


Правда, не исключается и возможность использовать оценки российских агентств. Но это лукавство, поскольку законодатель «забыл» указать, о каких именно агентствах идет речь и каким конкретным уровням их рейтингов должны соответствовать активы.

А ведь цена вопроса — более чем триллион рублей инвестиционных ресурсов.

Чтобы пробить внезапно возникший тромб, было решено срочно принять закон о деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации. Не удержусь от ехидного вопроса: а если бы не «клюнул жареный петух», национальная финансовая система так и продолжала бы жить, передоверив важнейшие функции оценки, а значит, и управления англосаксонскому инфраструктурному блоку?

Теперь мы в пожарном порядке уходим от этого наследия 1990-х — в феврале законопроект был внесен в Государственную Думу и прошел первое чтение. Ко второму необходимо очистить документ от обычных в таких случаях накладок, юридических и технических неточностей, предусмотреть механизмы его интеграции в действующее законодательное поле.

Первые итоги этой работы и были вынесены на Совет по финансовому регулированию и денежно-кредитной политике. «Принципиально важно консолидировать мнение и позиции участников рынка. Только в этом случае удастся не только уложиться в жесткие сроки, но и подготовить действительно работоспособный законопроект», — подчеркнул, открывая заседание, заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации «Россия» Анатолий АКСАКОВ.

Убеждать, впрочем, особо никого не требовалось. Руководители и эксперты отечественной рейтинговой индустрии, широко представленные на этот раз в cовете, и сами прекрасно понимали, что другого шанса «импортозамещения» им может и не представиться.

Поэтому сами консолидировались, вместе проработали законопроект, и генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел САМИЕВ доложил совместную позицию о тех изменениях, которые необходимо внести в документ. Помимо терминологии и соответствия международным стандартам, представители индустрии сосредоточили внимание на нескольких принципиальных моментах.

Во-первых, закон, по их мнению, должен наделить Банк России полноценными функциями надзора за рейтинговыми агентствами. Во-вторых, требования по локализации рейтинговых агентств должны совпадать с требованиями европейского фондового регулятора ESMA.

И в-третьих, необходимо четко прописать формат дополнительных требований, которые будут устанавливаться Банком России. «Мы заинтересованы в работающем законе — как с точки зрения регулятора, так и рейтинговых агентств, — подчеркнул Павел САМИЕВ. — Он должен уравнять права локальных и международных агентств. Различаться они могут только по одному принципу — на тех, кто прошел или не прошел процедуру аккредитации».

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: