Аркадий Теплухин Управляющий директор, Другое Почти каждый наемный менеджер хотя бы раз в жизни задумывался о перспективах организации собственного бизнеса. Может быть, и вы мечтаете начать свое дело прямо завтра – вам не хватает только решимости сделать последний шаг?
Краткие рекомендации и экспресс-тест на предпринимательскую жилку от участника Сообщества, бизнесмена Аркадия Теплухина помогут вам определить, стоит ли браться за свой бизнес – а если стоит, то как это сделать.
Аркадий ТеплухинПо статистике, предпринимателями в разных странах мира становится от 2,1% до 4,2% жителей. Россия – не исключение: в нашей стране уже 2,3% граждан занимается различными видами бизнеса.
Дух предпринимательства проник в нашу жизнь и заставляет все большее число людей задуматься о своем жизненном пути. Предпринимательство позволяет людям получить контроль над своим будущим, объединить работу и личную жизнь, стать значимой величиной в обществе и бизнес-сообществе, владеть собственностью, которую можно передать своим детям.
Может быть, и вы – предприниматель, но знаете ли вы об этом сами?
Кто вы будете?
Тема успеха и неудачи в бизнесе всегда популярна. Состояние бизнеса всегда меняется – сегодня все идет хорошо, а завтра нужно быть готовым начать все сначала, если есть силы и желание чего-то добиться.
У начинающих предпринимателей часто есть лишь одни амбиции и стремление делать дело. Но при этом более 80% новых предприятий так и не состоятся.
Как определить ваши перспективы?
Один из факторов успеха в бизнесе – навыки предпринимателя, которые нужно культивировать. Существуют различные определения качеств начинающего предпринимателя.
Суммировав различные подходы и соотнеся их с российским рынком и предпринимательской средой, можно предложить некоторое обобщение – кто же способен нести такую ношу и какие сложности при этом придется преодолеть.
Согласно исследованиям школы бизнеса Стэнфордского университета и опросам российских бизнесменов, ключевую роль в создании успешного бизнеса играет стремление к совершенству. Немаловажны и другие характеристики начинающих предпринимателей: нетерпеливость, энергичность, устойчивость к стрессам, стремление много работать и всецело предаваться развлечениям, умение определять существо проблемы.
Еще важные черты предпринимателей на нашем рынке – настойчивость и целеустремленность, так называемая «бульдожья хватка». Предприниматель очень редко бывает застенчивым человеком.
Он обладает иммунитетом к «безрисковости», все происходит на грани разумного риска. Рэй Крок, автор бизнес-модели ресторанов McDonald’s в их нынешнем формате и бывший руководитель McDonald’s, так говорил о предпринимательстве: «Вы не получите это за так…Вы должны уметь рисковать.
Я не имею в виду безрассудное лихачество. Но вы должны рисковать, и в некоторых случаях вам придется терпеть неудачи.
Если вы верите во что-либо, вы должны цепляться за это до конца. Умение пойти на разумный риск – неотъемлемая часть вызова предпринимателю.
Но это и огромное удовольствие».
Если вы хотите начать новое дело, вам будет необходимо:
- быть универсалом;
- уметь быстро перестраивать свой бизнес – вносить различные изменения и улучшения;
- быть способным начать все сначала, не опускать руки и не останавливаться;
- бороться с внешним окружением, стать толстокожим – предпринимателей почему-то не все любят.
Быть предпринимателем в малом бизнесе – это значит быть «хамелеоном» или артистом, а не только «начальником». Вас ожидает много бумажной работы: юридические документы, ваши собственные планы и контроль их исполнения.
Каждый день и час вы будете в той или иной роли: продавца, снабженца, бухгалтера, эксперта или исследователя рынка. Предприниматель – как тренер, дающий мотивацию и поднимающий настроение, придающий уверенность в своих силах другим людям.
ТЕСТ: БИЗНЕСМЕН ЛИ ВЫ!?
У него есть свой собственный настрой, который позволяет ему справиться с его собственной неопределенностью и спадами в настроении и работе и показывает, что тот, кто постоянно ищет чьей-то помощи, ведет свой бизнес к опасной черте. Готовы ли к этому лично вы?
Протестируемся?
Нижеприведенный тест не дает однозначного ответа на вопрос, относитесь ли вы к предпринимателям, но заставит вас честно сказать себе, нужно ли вам свое дело и сможете ли вы его «потянуть». Чтобы определить свои способности к предпринимательской деятельности, возьмите лист бумаги и честно ответьте на вопросы:
- Какие функции (не должности, а обязанности), вы выполняли за последние 3, 5 или 10 лет? Имеют ли они отношение к вашему новому бизнесу? В чем пересекаются и на сколько процентов?
- Активны ли вы, есть ли у вас «драйв»?
- Легко ли вы относитесь к неудачам? Сможете ли, потеряв все, начать сначала?
- Каково ваше хобби – можно ли его микшировать с вашим бизнесом?
- Прямолинейны ли вы, откровенны?
- Присутствует ли в вас агрессия?
- Можете ли вы быть гибким, попав в сложную ситуацию? Пасуете ли вы перед силой и натиском?
- Обладаете ли вы аналитическим складом ума? Способны ли вы определить суть проблемы и затем решить ее быстро и качественно?
- Торговец ли вы по натуре? Способны ли вы торговать?
Это важное качество. Многие люди говорят, что могут торговать легко и свободно, что и делают почти каждый день – от продажи идей начальству до покупки овощей на базаре. Но речь идет не о таких продажах. Искусство провести сделку – это врожденное качество. Все дело в генах, которые и определяют, есть ли у вас деловой инстинкт или нет. И проверить это можно только в деле. Люди, от рождения наделенные этим инстинктом, могут даже не подозревать, что он у них есть. Поэтому шанс есть у всех – важно попробовать.
- Готовы ли вы пойти на личные жертвы ради дела?
- Есть ли у вас воображение для обнаружения новых возможностей для развития бизнеса и поиска новых ниш?
- Умеете ли вы быть настойчивым и все время добиваться своего?
- Как у вас со здоровьем? Выдержите ли вы долгие часы работы, которых потребует от вас ваш бизнес?
- Можете ли вы рассчитывать на помощь и поддержку своей семьи?
- Подумали ли вы о том, как отразится ваш бизнес на вашей семейной жизни?
Источник: Исследования «Эксперт Консалт», сборник Storey M. Inside America’s Fastest Growing Company, 1989
Если вы смогли ответить на все эти вопросы утвердительно, можете начинать предпринимательскую деятельность. Но помните, что в малом бизнесе ничто не дается даром.
Ваши идеи
Допустим, вы готовы к организации своего дела. Учтите, что открывать свой бизнес лучше всего, сообразуясь со своими интересами и навыками.
Обязательно нужно наметить конкретную цель – например, заработать (прибыль) $100 тыс. в первый год. Нет цели – нет бизнеса.
Это как при езде на велосипеде – если стоять на месте, то тебя качает в разные стороны, если же начать двигаться в определенном направлении, то появляется устойчивость. Но откуда брать бизнес-идеи?
Один из самых простых методов – «просеивание идей». Источниками для сбора идей могут быть бизнес журналы и газеты, ваше хобби или увлечение, интернет, деловые телеканалы.
Покажем на примере.
Допустим, мы выбрали продуктивную идею – мобильный контент (об этом написано и говорится достаточно). Казалось бы, идея уже не нова, но применим «просеивание».
Это делается с помощью сбора и просеивания информации о мобильном контенте из все тех же источников: интернета и СМИ. В результате можно найти нишу для развития бизнеса провайдера мобильного контента.
При этом прочитайте как можно больше статей о мобильном контенте. Нужно «пропитаться» информацией.
Затем примените метод «погружения» в этот бизнес (найденную нишу). Представьте себе, что вы уже открыли компанию по разработке мобильного контента для досуга.
Вообразите это во всех деталях – офис, технику, сотрудников, потребителей и т.д, – используя все те знания, которые остались у вас после чтения статей об этом виде бизнеса. Представить уверенно и с деталями (какие карандаши на столе, какой свет в офисе).
Этот образ нужно представлять все время, пока вы занимаетесь данной проблемой.
Сферы применения – мобильный маркетинг, мобильные СМИ, мобильные казино, мобильные библиотеки и др.:
- М-медиа. От 6-20% доходов рынка мобильного контента приходится на медиа-проекты. Это SMS-голосования и SMS-викторины.
- М-финансы. На российском рынке это перспективное направление.
- М-маркетинг. SVS-реклама и промоушн. SMS-акции – идеальный инструмент продвижения продуктов, рассчитанных на четко сегментированную группу потребителей. Люди охотно создают сообщества, участвуют в конкурсах и в итоге, становятся лояльными потребителями этого продукта или услуги.
- М-сервис. От прогноза погоды до планирования беременности. Мобильный доктор – услуга по получению консультации у врача.
- М-досуг. Информация и развлечения с использованием мобильного телефона приносит порядка 15% дохода рынку мобильного контента. Перспективно использование SMS-изложения известных литературных произведений. Еще популярные услуги – мобильное казино, мобильное телевидение или телевидение по запросу.
Итак, приблизительная карта деятельности готова. За дело – и успеха вам!