Аркадий Теплухин Управляющий директор, Другое Выбираете объект инвестиций из числа мировых корпораций? Не обессудьте, если ваша ставка проиграет.
На рынке набирают силу небольшие инновационные компании. Их цель – новые рынки и новые продукты, их оружие – передовые технологии и высочайший уровень экспертизы в своей области.
Как стать такой компанией, знает участник Сообщества Аркадий Теплухин.
Аркадий Теплухин
Япония является наиболее инновационно развитой страной, свидетельствуют данные Economist Intelligence Unit. Число патентов на миллион населения в Японии составляет 1213103 единицы.
Второе место в списке самых развитых с точки зрения инноваций стран занимает Швейцария с 501797 патентами на миллион населения. Тройку лидеров замыкает США с аналогичным показателем в 350495 патентов.
Россия в этом списке занимает 37-е место из 38 (1567 патент), оставив позади лишь Аргентину с показателем 1512 патентов.
Я занимаюсь инновациями уже лет пять. Опыт, который я получил в ходе такой работы, лег в основу услуги по созданию инновационной системы на предприятии и отражен в одном из разделов моей книги «Бизнес конструктор».
Основной вывод таков: непрерывные инновации — новая парадигма выживания и роста любого бизнеса, сектора экономики и всей экономики в целом.
Любая компания или организация так или иначе участвует в инновационном процессе. Практически вся цепочка создания стоимости товара или услуги «пропитана» различными видами инноваций.
В данном случае под инновациями понимается любое нововведение, которое собирается принять компания и которое явным образом отразится на экономических показателях ее работы.
Что собой могут представлять инновационные воплощения? Это просто объединение или изменение уже известных элементов, но таким образом, которым раньше их никто не изменял или объединял.
Нужно дать людям то, что они хотят, но в неожиданной для них форме.
Конечно, есть радикальные инновации (допустим, мобильный телефон, микросхемы и т.д.), но поговорим о том, что можно сделать сегодня.
Далеко ходить не надо — возьмем классификацию инноваций Шумпетера. Согласно ей, существует пять типов инноваций:
- использование новой техники или новых технологий производства и/или сбыта;
- внедрение новой продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и управления предприятием;
- появление новых рынков сбыта.
Перечисленные типы инноваций вполне подходят для программы инновационных изменений в любой компании.
Для всех ли компаний приемлемы инновации?
Гибкость и мобильность предприятий малого и среднего бизнеса может позволить им сыграть ключевую роль в обеспечении поступательного индустриально-инновационного развития страны. Данное направление, в частности, характерно для Японии, где на смену традиционным малым и средним предприятиям, осуществлявшим субподрядные производственные и сборочные операции, приходят небольшие фирмы-разработчики продукции.
Например, Faber Co. Ltd. (9 сотрудников) впервые в мире создала систему учета магнитных характеристик материалов, используемых при выпуске DVD.
На сегодня компании принадлежит практически 100% мирового рынка этих технологий. В свою очередь, ECG Kokusai Co.
Ltd. (27 сотрудников) предложила цифровую систему тестирования сверхтонких материалов при сборке бытовой и промышленной электроники, что позволило компании занять 40% мирового рынка и выступить фактическим регулирующим органом по стандартам в данной области.
Привлечение Любви в вашу жизнь. Мантра Любви и Нежности. Медитация на Любовь.
Практика, или Как осуществить инновацию в вашей компании или организации
Этапы инновационного процесса
Как и все процессы в компании, инновации имеют свой жизненный цикл, который начинается с поиска новой возможности или новой идеи и завершающийся появлением нового продукта на рынке. В этом жизненном цикле можно выделить шесть типичных этапов с характерными для каждого этапа способами принятия решений.
Этапы, как правило, следуют один за другим, однако не исключены случаи их пересечения.
1. Разработка стратегии непрерывных инноваций
Стратегия разрывает существующую модель отношений в компании и создает новый тип инновационной культуры.
При разработке стратегии инноваций необходимо четко прописать пути внедрения непрерывных инноваций, определить последовательность действий и разработать комплекс мер по управлению этим процессом. Также прописываются основные составляющие инновационной стратегии – как будут оцениваться идеи, как будет производиться вознаграждение тех, кто «принес» эти идеи; регламентировать процесс продвижения идеи на всех уровнях; показать, как встроить инновационную деятельность в «ткань» организации и определить, кто за все это будет отвечать.
Так же, при разработке инновационной стратегии, необходимо определить, какие инновационные цели будет преследовать компания. Эти цели могут быть следующими:
- Разработка новых продуктов, необходимых для достижения маркетинговых целей. Выбор рынка или рыночного сегмента.
- Разработка новых продуктов, которые станут необходимыми по причине технологических перемен, из-за которых существующие продукты могут устареть.
- Модернизация или усовершенствование продукции, необходимое как для достижения маркетинговых целей, так и для того, чтобы не отстать от технологических перемен.
- Внедрение новых технологий или усовершенствование старого технологического процесса. Установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.
- Необходимость инноваций и усовершенствований во всех основных видах деятельности на предприятии – от разработки продукта до сбыта.
2. Поиски возможностей и идей, их оценка
На этом этапе осуществляются поиск возможностей и творческих идей для осуществления инноваций Можно выделить следующие источники поиска:
- использование информационных баз данных (которые были собраны из различных источников инноваций). На основании анализа таких данных производится определение новых возможностей для инноваций;
- генерирование новых идей персоналом или поиск идей за пределами компании;
- поиск уже работающих идей (приобретение лицензий).
3. Продуктовое решение
На этом этапе компания должна окончательно убедиться, что благодаря новой возможности или идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу компании, а затем внедрен на рынок.
Необходимо провести анализ спроса на данный продукт. Это возможно только при правильной сегментации рынка и понимании условий, в которых потребители принимают решение – купить или нет ваш продукт. Если сегментация и условия определены четко и разумно, то можно перейти к общему планированию, которое охватывает:
- постановку целей и задач по данному продукту;
- составление временного графика использования необходимых ресурсов;
- планирование производства;
- планирование сбыта.
4 .Разработка прототипа
Реальность такова, что без создания прототипа и его тестирования с помощью групп потребителей и специалистов можно прочно сесть на мель, затратив существенные ресурсы компании. Наиболее успешные компании быстро разрабатывают прототипы продуктов и проводят «полевые испытания» у потребителей.
5. Подготовка к производству
Вы выбрали продуктивную идею, всесторонне ее прозондировали и получили благоприятные отзывы от потенциальных потребителей. Затем создали прототип нового продукта, провели тестирование прототипа и получили обнадеживающие результаты. «Все системы работают нормально».
Пора приступить к производству и все управленческое внимание сосредоточить на этапе изготовления. На этой стадии работ делают следующее:
- Прототип подгоняется к производственно-техническим требованиям;
- Производится ознакомление и обучение сотрудников технологическим процессам;
- Готовится оборудование.
6. Внедрение
Итогом всей большой и трудной инновационный работы является внедрение новинок на рынки.
Главное — не забыть, что каждый этап непрерывного инновационного процесса, наряду со временем, всегда требует финансовых средств. И основной задачей инновационного менеджмента является управление таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы.