Золотоискатели и маркетологи: что общего?

Ирина Чубукова Нач. отдела, зам. руководителя, Украина Укрепить и развить бизнес помогают научные достижения. Практикующим маркетологам наверняка знаком термин «датамайнинг».

Но как связать «данные» и «добычу горной руды» воедино?

И какое отношение это понятие имеет к повышению прибыльности компании? Читайте в материале Ирины Чубуковой.  

Ирина Чубукова

Датамайнинг – технология, которую объединяет с добычей горной руды то, что современный менеджер, подобно золотоискателю, хочет найти в огромных массивах данных ценную информацию. И такой «клад» способен увеличить прибыль и направить бизнес в нужное русло.

Во времена Джека Лондона «самые отчаянные и рисковые устремлялись на золотые прииски в поисках богатства и приключений, тогда человек оставался один на один с величественной, суровой природой». Так же и сегодня маркетолог остается один на один с горами отчетов, списков и таблиц в надежде найти ответы на вопросы «что?», «почему?» и «как быть?».

В поисках «золота»

Россыпное золото представляет собой маленькие кусочки самородного металла в виде чешуек и зернышек. Они рассеяны в большем или меньшем количестве в рыхлых отложениях – песках, илах, галечниках речных долин.

«Добыча россыпного золота производится следующим образом, – пишет Борис Гринштейн в своей книге «Земля за океаном», – там, где верхний слой пустой породы имеет мощность не более нескольких аршин, он попросту разрыхляется, снимается слой за слоем и отвозится в сторону – в торфяной отвал. Там, где слой глины, содержащий вожделенный металл и покоящийся на гранитном ложе, залегает на глубине до пяти-семи саженей, роются так называемые шурфы.

Пески, освобожденные от торфов, выкапывают и тут же перебрасывают на приспособления для промывки водой».

Сродни раскопкам золота, датамайнинг позволяет разглядеть в данных ценное и невидимое для управления бизнесом, процессом, инициативой. Ценными и невидимыми являются закономерности, которые таятся в данных, накопленных компанией за долгие годы, но скрытых от обывательского взгляда.

Датамайнинг вовсе не маркетинговое понятие. Эту технологию применяют в госбезопасности, биологии, медицине, а в последнее время – в розничном и финансовом бизнесе… В общем, везде, где можно «копать».

Для этого все данные должны храниться в структурированном электронном виде (например, таблицы Excel, базы данных).

Технология «раскопок»

«Киркой» для поиска ценных закономерностей являются программные продукты, в которых реализованы кибернетические и статистические методы (например, нейронные сети, методы кластеризации, методы поиска ассоциативных связей). Найденные «сокровища» становятся знаниями, то есть конкурентным преимуществом компании.

Даша путешественница 02\04 Общий сад


Пример маркетинговой цели – повышение продаж товара A через стимулирование покупок в определенном сегменте покупателей. Закономерность в данном случае выглядит как описание профиля клиентов, которые с наибольшей вероятностью купят этот товар.

В ходе использования методов датамайнинга для решения данной задачи может быть определено, что наиболее ценными покупателями товара A являются мужчины от 25 до 42 лет, средний чек которых – более 600 рублей, а частота покупок составляет 2-3 раза в месяц. В «покупательской корзине» вместе с товаром A также чаще всего встречаются товары A1, A2, B3, C4.

Зная эту закономерность и владея при этом контактными данными покупателей, вы сможете значительно проще спланировать и провести эффективную акцию по стимулированию продаж, нежели используя массовые инициативы. Целевое стимулирование группы с соответствующим профилем обеспечивает с определенной долей вероятности повышение продаж товаров, более высокий уровень отклика с одновременной оптимизацией расходов на кампании.

Как показывает практика, такое продвижение значительно более эффективно, чем массовое продвижение.

Процесс поиска закономерностей включает такие этапы, как загрузка и аудит данных, построение модели при помощи соответствующих методов, проверка правильности модели, ее корректировка, использование модели, получение знаний.

Примером, уже почти ставшим классикой в использовании технологии датамайнинг, является решение задачи кредитного скоринга в банке. Цель применения скоринга – определение профилей (набора характеристик) клиента банка, которые вернут и не вернут кредит.

Для решения этой банковской задачи применяют классификационную модель, которая на основе ретроспективных данных, накопленных за несколько лет, определяет класс клиента. Класса в данном случае два.

Первый – «вернет кредит», второй – «не вернет кредит».

В результате применения модели сотрудник банка, на основе анкетных данных клиента и, конечно же, соответствующего метода датаймайнинга определяет вероятность возврата кредита и принимает решение о целесообразности выдаче кредита. Эта модель используется многими банками в Европе, Америке и на постсоветском пространстве многие годы.

Если переложить классификационную задачу в плоскость потребностей розничного оператора, то она может выглядеть следующим образом – «классифицировать клиентов на таких, которые откликнутся на рассылку с предложением купить товар А, и таких, кто не откликнется». Полезность знаний о вероятности отклика сложно переоценить.

В результате использования классификационной модели розничный оператор получает и повышение лояльности (ведь предложение рассылается только тем покупателям, которым оно интересно), и повышение отклика (повышение эффективности работы отдела маркетинга), и оптимизацию расходов на инициативы.

Кто ищет, тот всегда найдет

Джек Лондон – один из многих золотоискателей, который вернулся с приисков, так и не найдя золота. В те времена кустарная добыча золота обогатила немногих.

Чаще всего это было везением, а не результатом системы и правильности пути.

Найти самородок в данных – дело также совсем не простое, но решаемое. Более чем трехлетний опыт использования интеллектуальных технологий Prospects Intelligence для повышения эффективности бизнеса наших клиентов подтверждает это.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: