Источник: Консалтинг — Центр ШАГ
Помните загадку: и тащить невмочь – и бросить жалко? Думаете, чемодан без ручки? Это бы еще полбеды.
Беда – не в отсутствии ручки.
А в том, что набит чемодан старьем, которым никто уже не воспользуется. А ведь тащим, тащим.
Из квартиры в квартиру, с дачи на дачу, с чердака на чердак.
Не про нас это? Не похожи мы на своих дедушек да бабушек? А уж менее всего похож на них современный бизнесмен?
А если честно? Люди – они и в бизнесе люди. Вот несколько зарисовок с натуры.
Из «чемоданной» жизни бизнесменов.
Бизнес без ручки. Многие розничные сети выросли когда-то на фундаменте дистрибуторского бизнеса.
Так было и с одной нашей клиентской компанией. Но через какое-то время родное, любимое, давшее начало всему оптовое детище сделалось громоздким и убыточным, с вялой струйкой торговли, низкой маржой и разрастающимися залежами неликвидов.
Владельцы долго не верили, не хотели взглянуть на ситуацию пристально и непредвзято. А чтобы ничто не кололо глаза, опт был таким образом растворен в рознице и ее управленческом учете, что убытков можно было вроде как и не замечать.
Ни у кого не поднималась рука потрогать оптовое направление, обсчитать его, а уж тем более что-то поменять в нем. Так продолжалось более 4-х лет.
Счастливое окончание. Но настал-таки час расставания с чемоданом!
В компанию пожаловал свежий, волевой и очень любящий порядок в финансах наемный управляющий. Убедил владельцев, засучил рукава — и меньше, чем за год и ручка к чемодану была приделана, и содержимое обновлено.
Владельцы получили самостоятельный и прозрачный бизнес с понятными финансовыми результатами. Да и облегчен чемоданчик был изрядно: на 70% складской и офисной площади и на 60% сотрудников!
И как ведь все вовремя было сделано: тут как раз и кризис подоспел…
Счастливая альтернатива. Мы ни в коем случае не утверждаем, что каждый обречен тащить за собой свои чемоданы.
Мистраль: чемодан без ручки
Есть много прямо противоположных примеров.
Кто-то наделен и особым чутьем на устаревающие вещи, и даром без сожалений расставаться с ними. Одна из дружественных нам компаний имела мощное бизнес-направление на рынке торговли трубами и металлопрокатом.
Дела шли замечательно.
Результаты колебались от года к году, но никогда не падали в минус. Однако, как только владелец заметил первые симптомы устойчивого тренда на снижение маржи, он решительно закрыл этот на широкую ногу поставленный и еще прибыльный бизнес.
Вытащил деньги, вытащил кадровую гвардию и перенаправил все это в девелопмент. Друзья недоумевали.
Но прошло несколько лет, и им осталось лишь удивляться прозорливости бизнесмена.
Поставщик без ручки. Лидируя в своем товарном сегменте, торговая компания имела эксклюзивного поставщика стройматериалов. «Вы такие большие и так много продаете, что мы согласны только Вам и по самым низким ценам».
Товар ходовой, хорошего качества, улетал как пирожки.
Владельцы радовались удаче и как-то перестали посматривать по сторонам. Тем временем подросли другие производители, потяжелели кошельки у населения, вырос спрос, и ассортимент компании стал тесен для покупателей.
Конкуренты все громче заявляли о себе и уже предлагали много чего другого. Да и цены их потихоньку снижались, приближаясь к эксклюзивным возможностям наших героев.
Но владельцам так дорог был эксклюзивный контракт, что о других источниках поставок всерьез думать не хотелось.
Рынок стремительно рос, а товарооборот компании держался на том же уровне. Когда же и мощности поставщика выросли вместе с рынком, сбытовые возможности компании перестали устраивать его, и эксклюзивные отношения прекратились.
Компания осталась, что называется, у разбитого корыта.
Счастливое окончание. Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Отрезвленные случившимся, владельцы стали стремительно наверстывать упущенное.
Одновременно с поиском новых каналов поставок были сформулированы четкие правила, касающиеся широты ассортимента и круга необходимых поставщиков со всевозможными страхующими вариантами. Своего лидерства компания не восстановила, но бизнес был сохранен, его положение на рынке стало прочным и устойчивым.
ERP без ручки. Шесть лет назад производственная фирма приобрела для своих нужд самую мощную и продвинутую ERP-систему SAP.
В планах была автоматизация бухгалтерии, склада, производства, казначейства, отношений с поставщиками и клиентами. И хотя функционал SAPбыл для бизнеса во многом избыточен, компанию решили автоматизировать «на вырост».
Обычная по тем временам история: автоматизаторы не слишком-то рекламировали тот факт, что внедрение и модификация под нужды конкретного бизнеса может быть в разы дороже лицензии на продукт в его первоначальном виде. В результате денег хватило лишь на то, чтобы «привязать к местности» бухгалтерию.